Росавиация: голландские следователи неверно определили тип боеголовки, поразившей Boeing

EPA/ MAXIM SHIPENKOV

Кроме того, международная комиссия сделала неверные выводы о положении ракеты относительно лайнера, а также районе, откуда она была запущена, считает Сторчевой

МОСКВА, 14 января. /ТАСС/. Исследования российских специалистов подтвердили, что малайзийский Boeing не мог быть сбит зенитной ракетой с боевой частью 9Н314М. Об этом говорится в письме замглавы Росавиации Олега Сторчевого в адрес председателя Совета по безопасности Нидерландов Тьеббе Яустры.

В отчете, представленном Советом 13 октября 2015 года, сообщалось, что Boeing был сбит ракетой серии 9М38, которая несла боеголовку 9Н314М. Голландская сторона пришла к выводу, что лайнер обстреляли из зенитного комплекса "Бук".

"Если и предполагать, что самолет был сбит ракетой зенитного ракетного комплекса типа "Бук", то приведенные в отчете характеристики осколков не соответствуют характеристикам поражающих элементов боевой части 9Н314М", - сообщается в документе.

В частности, по данным российских специалистов, массово-габаритные характеристики двух осколков, которые привели комиссию к выводу о применении боеголовки 9Н314М, "не согласуются с результатами натурных испытаний и экспериментов". Кроме того, по версии Росавиации, "химический состав осколков, опубликованный в окончательном отчете, противоречит выводу об их принадлежности боевой части 9Н314М".

"Характеристики пробоин на фрагментах самолета не соответствуют характеристикам пробоин, которые образуются при взрыве боевой части 9Н314М", - указывается в письме Сторчевого.

Он напомнил, что по итогам натурных испытаний выяснилось, что на внешней обшивки самолета должно было остаться множество пробоин характерной формы. "На фрагментах самолета "Боинг-777"... пробоин с подобной формой нет", - подчеркнул замглавы Росавиации. 

О найденном голландцами фрагменте

Обломки зенитной ракеты, якобы найденные рядом с остатками Boeing, могут не принадлежать ракете, сбившей самолет, говорится также в письме Сторчевого.

"Внешний вид обнаруженного на месте авиационного происшествия фрагмента корпуса третьего отсека не соответствует внешнему виду фрагментов этого корпуса, которые образуются при взрыве боевой части ракеты серии 9М38 (9М38М1)", - заявил он.

Кроме того, "сохранность и отсутствие следов взрывной деформации на корпусе третьего отсека, якобы найденного рядом с обломками "Боинг-777", указывает на то, что он, наиболее вероятно, не принадлежит ракете, воздействие которой привело к катастрофе самолета", добавил замглавы Росавиации.

По словам Сторчевого, в ходе проведенных российскими экспертами натурных испытаний третий и четвертый отсеки ракеты после взрыва боевой части разрушились на крупные фрагменты неопределенной формы. При этом на фрагментах сохранились сведения о серийном номере ракеты. Замглавы ведомства отметил, что при испытаниях использовалась ракета 9М38М1, которая имеет идентичный с ракетой 9М38 корпус третьего отсека.

В Росавиации полагают, что лакокрасочное покрытие на фрагментах ракеты и на месте катастрофы может рассматриваться лишь как косвенная улика, а следы взрывчатки ничего не доказывают, поскольку она одинакова практически во всех ракетах.

Ранее Совет по безопасности Нидерландов, расследовавший катастрофу Boeing, представил фотографии пяти фрагментов, найденных на месте падения лайнера и определенных как фрагменты ракеты серии 9М38 зенитного комплекса "Бук". Именно этой ракетой, согласно окончательному отчету Совета, 17 июля 2014 года был сбит малайзийский самолет. 

О районе запуска ракеты 

Замглавы Росавиации отметил также, что авторы окончательного отчета международной комиссии по расследованию гибели малайзийского Boeing неверно определили положение ракеты относительно лайнера в момент ее подрыва, а следовательно, неправильно оценили возможный район запуска.

"Приведенное в окончательном отчете (опубликованном Советом в октябре 2015 года - прим. ТАСС) пространственное положение ракеты относительно самолета в момент его поражения не соответствует характеристикам осколочного поля накрытия на фрагментах самолета", - заявил Сторчевой в письме.

По словам Сторчевого, ряд повреждений лайнера вообще не отражены в отчете Совета, а некоторые приведены с искажениями. Кроме того, отметил замглавы ведомства, голландские следователи использовали собственную модель разлета поражающих элементов, у которой, по данным российских экспертов, есть целый ряд недостатков. "Использовать подобную модель при работе по изучению повреждений самолета "Боинг-777", а тем более при оценке условий встречи ракеты с самолетом, неприемлемо", - заявил Сторчевой.

Также голландские следователи не учли особенности работы радиовзрывателей ракет комплекса "Бук". В документе поясняется, что, по данным разработчика, при подлете ракеты серии 9М38 (которая, как утверждается в отчете, сбила Boeing) к самолету с углами, указанными в отчете Совета, боевая часть будет подорвана с задержкой, и зона ее взрыва будет расположена в трех-пяти метрах от носовой части в сторону киля - а это не соответствует фактам.

Вследствие перечисленных ошибок, утверждает замглавы Росавиации, голландскими специалистами был "неправильно оценен возможный район запуска ракеты". В отчете Совета указывалось, что ракета могла быть запущена из района площадью порядка 320 квадратных километров на востоке Украины.

По словам Сторчевого, исследования российских специалистов показали, что повреждения Boeing могут быть объяснены только при условии, если ракета пересекала курс лайнера под углом не менее 50-60 градусов в горизонтальной плоскости. "Ни из одной точки района, указанного в окончательном отчете... если предполагать, что самолет был сбит ракетой ЗРК типа "Бук", ракета с углами пересечения курса более 50 градусов подойти к самолету не может", - заявил замглавы Росавиации.