22 апреля 2016, 12:45

С погибшими в авиакатастрофе на Ямале участниками экспедиции простятся в Москве 24 апреля

Артем Геодакян/ ТАСС, архив

18 апреля группа из восьми исследователей на трех легких вертолетах Robinson отправилась из Москвы в экспедицию в Арктику, вертолет совершил жесткую посадку, в результате которой погибли три человека

АРХАНГЕЛЬСК, 22 апреля. /Корр. ТАСС Софья Ануфриева/. Прощание с тремя участниками арктической экспедиции по поиску следов шхуны "Святой Анны" полярника Георгия Брусилова, погибшими в авиакатастрофе на Ямале, пройдет в Москве 24 апреля. Об этом в пятницу корр. ТАСС сообщили в администрации национального парка "Онежское Поморье" (Архангельская область), директор которого разбился в экспедиции.

"Прощание с погибшими на Ямале участниками вертолетной экспедиции по поиску следов Георгия Брусилова, пропавшего в Северном Ледовитом океане на шхуне "Святая Анна" в 1914 году, пройдет 24 апреля в 10:00 мск в Москве на Троекуровском кладбище", - сказали в нацпарке. "Похороны организатора экспедиции, директора "Онежского Поморья" Олега Продана состоятся на следующий день, там, где упокоены его родители - в городе Рыбинске Ярославской области", - уточнили в парке.

В настоящий момент тела погибших находятся в городе Салехард в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). По данным нацпарка, в московское Домодедово их доставят в субботу утром.

Крушение вертолета

18 апреля группа из восьми исследователей-энтузиастов на трех легких вертолетах Robinson отправилась из Москвы в экспедицию в Арктику. Руководил ею директор нацпарка "Онежское Поморье" Олег Продан. Ранее сам Продан рассказал ТАСС, что маршрут вертолетной экспедиции пройдет через Архангельск, Нарьян-Мар, поселок Амдерма на побережье Карского моря, остров Белый, Мыс Желания архипелага Новая Земля и остров Земля Александры архипелага Земля Франца- Иосифа (ЗФИ), где будут произведены дозаправки топливом.

В последний раз члены группы выходили на связь с пресс- службой нацпарка в тот же день в 16 часов. Сообщили, что благополучно приземлились в Амдерме и готовятся вылететь дальше по маршруту на остров Белый (ЯНАО). При подлете к острову ухудшились погодные условия. Один вертолет ушел сквозь облачность на разведку местности, а другие два направились в порт Сабетта. В дальнейшем связь с первым вертолетом была потеряна.

Позже спасатели сообщили, что вертолет совершил жесткую посадку, в результате которой погибли три человека. Погибли Олег Продан, а также командир воздушного судна, генеральный директор компании "Мириталь" Алексей Фролов и штурман- любитель, гендиректор "Фирмы "ММС" Михаил Фарих.

По факту происшествия СК РФ возбудил уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц" УК РФ. В качестве версий произошедшего рассматриваются техническая неисправность вертолета, ошибка пилотирования и погодные условия. К расследованию крушению вертолета также приступила комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

В поисках "Святой Анны" Брусилова

Как отмечал сам Продан, главной целью экспедиции было установить три радиомаяка на льды в местах, где были отмечены последние точки координат дрейфующей шхуны "Святая Анна". "По их сигналам, передаваемым через спутник, мы сможем определить предполагаемый маршрут дрейфа льда в этих широтах, а, значит, и возможный путь зажатой льдами шхуны Брусилова. Это позволит продолжить поиски следов пропавшей экспедиции и раскрыть тайну ее гибели", - пояснил тогда Продан.

Подобное исследование с использованием радиобуев уже проводилось в 2013 году. Тогда они почти вплотную приблизились к архипелагу ЗФИ. Если бы новые данные показали аналогию с 2013 годом, можно было бы готовить крупномасштабную поисковую экспедицию по северным островам ЗФИ, уточнил тогда руководитель экспедиции. Заряда аккумуляторных батарей радиобуев должно было хватить не менее чем на год работы.

Кроме того, исследователи рассчитывали побывать на острове Земля Георга (ЗФИ), где их предыдущим поисковым экспедициям в 2010-2011 годы удалось найти останки человека, дневник, винтовочные гильзы и личные вещи людей из команды "Святой Анны". Найденные артефакты были переданы в Архангельский краеведческий музей.

После авиакатастрофы оставшиеся члены экспедиции решили ее завершить. "Погибшие члены экспедиции были лидерами, могли увлечь за собой людей, стремились сделать нашу жизнь лучше. В этом трагическом полете они шли к цели - пытались разгадать тайну пропавшей в 1914 году шхуны "Святая Анна", легендарной экспедиции Георгия Брусилова", - сказали в нацпарке.

История "Святой Анны"

Лейтенант флота Георгий Брусилов (родился в 1884 году, дата смерти неизвестна) в 1912 году организовал и возглавил собственную полярную экспедицию на паровой шхуне "Святая Анна" с целью впервые в истории пройти Северным морским путем под российским флагом. Осенью 1912 г. судно было зажато льдами в Карском море и начало дрейфовать в северном направлении. В апреле 1914 года, после полутора лет дрейфа, когда шхуна находилась севернее архипелага ЗФИ, отряд из 11 человек во главе со штурманом Валерианом Альбановым отправился пешком к земле.

Лишь Альбанов и матрос Александр Конрад были спасены на мысе Флора ЗФИ экспедицией Георгия Седова, возвращавшейся в Архангельск на судне "Святой Фока" после зимовки. Судьба 13 членов экспедиции, оставшихся на борту "Святой Анны", после апреля 1914 года неизвестна.

Дневники Альбанова легли в основу романа Вениамина Каверина "Два капитана". По книге были сняты художественные фильмы и поставлен мюзикл "Норд-Ост".