Бывший министр обороны Польши возглавит расследование крушения Ту-154

Антоний Мачеревич. EPA-EFE/ PAWEL SUPERNAK
Антоний Мачеревич

Антоний Мачеревич будет руководить работой правительственной подкомиссии, осуществлять контроль и составлять отчет о причинах трагедии, который будет представлен в апреле

ВАРШАВА, 11 января. /ТАСС/. Работой польской правительственной подкомиссии, повторно расследующей обстоятельства авиакатастрофы польского президентского авиалайнера Ту-154М под Смоленском, теперь будет руководить Антоний Мачеревич - бывший министр обороны Польши, инициировавший ее создание и отстаивающий версию о взрыве на борту. Об этом сообщил в четверг информационный портал Niezalezna.

Ранее Мачеревич лишился должности министра в ходе проведенных новым премьер-министром Польши Матеушем Моравецким перестановок в правительстве. Его пост занял экс-глава МВД Мариуш Блащак.

"По просьбе министра обороны Мариуша Блащака Антоний Мачеревич стал руководителем подкомиссии, выясняющей обстоятельства катастрофы под Смоленском, - информирует портал. - Он будет руководить работой комиссии, осуществлять контроль и составлять отчет [о причинах трагедии], который будет представлен в апреле, в восьмую годовщину крушения".

Катастрофа и ее расследование

10 апреля 2010 года под Смоленском разбился польский президентский самолет Ту-154М. В результате погибли все 96 пассажиров, находившиеся на борту, в том числе глава республики Лех Качиньский. В 2011-м польская правкомиссия по расследованию авиационных происшествий под руководством Ежи Миллера сочла, что причиной авиакатастрофы было "снижение (самолета) ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг". В докладе комиссии, представленном спустя 15 месяцев после произошедшего, среди причин упомянуты также ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS.

С выводами не согласилась партия Ярослава Качиньского "Закон и справедливость". После прихода к власти по итогам очередных парламентских выборов в октябре 2015 года ее представители начали процедуру пересмотра итогов работы экспертов, была сформирована обновленная подкомиссия по расследованию авиационных происшествий.

Версия о взрыве

Эта подкомиссия, подводя в апреле 2017 года итоги своей работы, утверждала, что на борту произошел взрыв. Ранее никакие экспертизы и исследования не подтвердили гипотезу о вероятности взрыва на борту Ту-154М, о чем неоднократно заявляла в том числе польская прокуратура.

Экс-глава правкомиссии по расследованию авиапроисшествий Мачей Ласек, участвовавший в 2010-2011 годах в выяснении причин трагедии, назвал версию о взрыве пропагандой и "фантазией людей, которые никогда не расследовали авиационных инцидентов". Анологичное мнение высказал и польский астрофизик Павел Артымович, назвав эту версию "фантазиями без каких-либо доказательств". 

"Блеф и несуразица"

В декабре 2017 года президент России Владимир Путин в очередной раз отверг домыслы о якобы имевшем место взрыве на борту Ту-154М, назвав такие заявления блефом, чушью и несуразицей. По словам главы государства, если польская сторона стремится усмотреть в числе причин катастрофы взрыв, им следует прежде всего проводить проверки по поиску взрывчатых веществ на своей территории, откуда и вылетел в последний рейс президентский самолет.

Путин напомнил об итогах расследования экспертов и с польской стороны, и с российской, а также о том, что версия взрыва не нашла подтверждения. В связи с этим он призвал Варшаву относиться к этому как к трагедии и не строить каких-то политических домыслов, которые осложняют российско-польские отношения.