ТАСС, 14 августа. Российские альпинисты Сергей Матвеев и Дмитрий Кумшаев, выжившие при жесткой посадке вертолета Ми-8 в горах Таджикистана, рассказали о подробностях этой аварии. Об этом во вторник сообщает агентство Asia-Plus.
Вертолет совершил жесткую посадку в воскресенье при транспортировке альпинистов, совершивших восхождение на пик Исмаила Самани, в базовый лагерь в низовьях ледника Фортамбек. На борту находились 15 альпинистов и три члена экипажа. Помимо 13 россиян, среди альпинистов был также один гражданин Белоруссии и один подданный Испании. В результате инцидента погибли трое российских альпинистов и двое членов экипажа - граждане Таджикистана, еще 13 человек пострадали. По предварительным данным и показаниям бортмеханика, причиной трагедии стали сложные погодные условия - сильный ветер и плохая видимость.
"Вертолет был мощным, и перегруза точно не было. Но в этих условиях вертолету нельзя было вылетать, ведь когда он вылетал, были плохие погодные условия. По ощущениям, первый удар пришелся на шасси. Через какие-то секунды был очередной удар", - рассказал Матвеев.
По словам альпиниста, вертолет развалился на две части - хвостовую и фюзеляж, и можно считать "большой удачей", что он не загорелся и не взорвался, так как кругом был разлит керосин. Чтобы не замерзнуть, пострадавшие начали утепляться вещами, которые взяли с собой, и оказывать друг другу посильную медицинскую помощь.
Как рассказал другой альпинист - Кумшаев, чья супруга Татьяна Горбатюк также пострадала при аварии, примерно через полтора часа после случившегося удалось дать сигнал тревоги. Альпинисты жгли покрышки вертолета, чтобы сигнализировать о своем местонахождении. В результате утром их обнаружили спасатели.
Помогали друг другу
Как рассказал ТАСС один из выживших альпинистов, спортсмены, которые меньше других пострадали в результате жесткой посадки, не поддались панике и помогали товарищам по несчастью. "Среди них Дмитрий Кумшаев и Юлия Фейгина, Сергей Миронов из Новосибирска, очень опытный альпинист, Паша Шубин, он начальник Бурятского поисково-спасательного отряда. Они все делали, что возможно: и первую помощь, и палатки всем поставили, и народ в спальники уложили. Если бы этого не сделали, [жертв] было бы больше, потому что было холодно", - рассказал собеседник агентства.
По его словам, пострадавшие получили разные травмы, в том числе переломы и ожоги, несколько человек находятся в реанимации.
Альпинист добавил, что до вылета "погода была шикарная", на пик Исмаила Сомони (ранее носил название пик Коммунизма, являлся одной из высочайших и труднейших для прохождения гор СССР) смогли взойти многие. 11 августа, за день до трагедии, из высокогорного лагеря было три вертолетных рейса, но вывезти удалось не всех желающих, поэтому на 12 августа были запланированы еще два полета. К моменту, когда прилетел борт, погода испортилась: пошел снег, ухудшилась видимость.
"Полетели по ущелью, я лично раньше по этому маршруту не летал, летали другим маршрутом, и чем выше поднимались - к перевалу - тем сильнее становился снегопад и хуже - видимость. Вертолет шел на высоте около 2-3 м над ледником, сперва зацепились передней стойкой, потом они [пилоты] кое-как выровняли вертолет, началась суета <...> Видимость была плохая, скорость сильная, но мы летели вверх, и видимость постепенно ухудшалась, ну а потом был удар. Мы не дотянули на перевал, как раз такое чувство было, что мощи не хватает, пилоты пытались вертолет вытянуть вверх и врезались", - рассказал собеседник агентства.