Эксперт: сибирским регионам не хватает средств на тушение пожаров в тайге

Лесные пожары в Красноярском крае. Пресс-служба ФБУ "Авиалесоохрана"
Лесные пожары в Красноярском крае
По словам научного руководителя Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ Александра Багина, нужно развивать систему оценки риска при пожароопасных явлениях

МОСКВА, 31 июля. /ТАСС/. Регионы Сибирского федерального округа, где горят 2,9 млн га леса, не имеют достаточно средств на тушение пожаров в тайге и нуждаются в субсидиях из федерального бюджета на эти цели, сообщил ТАСС научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) Александр Багин.

"Проблема заключается в том, что для тушения нужны действительно очень большие деньги. Основная часть лесного фонда находится в федеральной собственности, и субъектам необходимо для тушения пожаров в этих лесах выделение соответствующих средств из бюджета федерального. <…> C точки зрения руководителя любого субъекта федерации проблем и так достаточно, и возникает вопрос: если выделять средства на тушение, то как и из каких источников восполнять эти огромные затраты", - сказал Багин.

Он пояснил, что расходы на тушение лесных пожаров с воздуха довольно существенны, так как включают в себя затраты на использование техники, горюче-смазочные материалы, оплату работы пожарных и пилотов. При этом сейчас за разные участки лесов и их сохранение отвечают разные ведомства и организации.

"Дело в том, что у нас МЧС отвечает за тушение пожаров, когда речь идет об имуществе, о жизни и здоровье граждан и юридических лиц, преимущественно в городах и населенных пунктах. Минприроды, насколько я знаю, несет ответственность за организацию и регулирование тушения пожаров на особо охраняемых территориях, а арендаторы лесов несут какую-то ответственность за поддержание порядка на арендованных участках. Соответственно, основная часть лесного фонда находится в федеральной собственности и региональной, поэтому для тушения этих пожаров необходимо выделение соответствующих средств из федерального бюджета, иначе нагрузка основная ложится на субъекты федерации, а они не могут с ней справиться", - добавил научный руководитель.

По словам Багина, попытка отдать в аренду большее число участков леса или их перераспределение между федеральным центром и регионами не станет той мерой, которая позволила бы предупреждать лесные пожары или эффективно бороться с ними. "Если мы решим увеличить долю лесного фонда, который будет передан в аренду, соответственно, возложив на арендаторов все обязанности по охране и защите от пожаров, я не думаю, что очередь из желающих выстроится, и что мы эту проблему решим. Но совершенствовать взаимодействие между федеральным центром и субъектами, обеспечивать техническое оснащение для борьбы с пожарами и их предотвращением - это все нужно делать", - уточнил он.

Программы муниципалитетов

Регионы России и входящие в них муниципалитеты должны усилить координацию между собой и заняться разработкой и реализацией межмуниципальных программ в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, считает Багин.

"У субъектов Российской Федерации издавна уже есть полномочия по разработке и реализации региональных и межмуниципальных программ в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности - это расходное обязательство. <...> Именно эту систему нужно разрабатывать и реализовывать, но только реализовывать с использованием современных технологических достижений", - пояснил научный руководитель.

Он добавил, что реализация подобных программ довольно легко пройдет в Центральной части России, где расстояния между населенными пунктами и муниципалитетами небольшие. "А в Сибири, где от одного населенного пункта до другого сотни километров, конечно, реализовать это гораздо сложнее. Но систему оповещения о лесных пожарах нужно развивать, систему оценки риска при пожароопасных явлениях", - сказал Багин.

Лесные пожары

По данным федеральной Авиалесохраны на 30 июля, в России горит 2,9 млн га леса, из них в зоне контроля (труднодоступных местах, где пожары тушатся при угрозе людям и объектам экономики) - 2,805 млн га. Очаг в 1,1 млн га приходится на Якутию, в Красноярском крае горит более 1 млн га леса, в Иркутской области - около 700 тыс. га. На тушении пожаров задействованы 2 тыс. 785 человек, 363 единицы наземной техники и 26 воздушных судов. Еще 38 воздушных судов находятся на авиамониторинге.

Режим ЧС введен в четырех субъектах Российской Федерации: на всей территории Иркутской области и Красноярского края, в двух муниципальных районах Республики Бурятия и в одном муниципальном районе Республики Саха (Якутия).

Решения о ликвидации возгораний в зоне контроля принимаются региональной комиссией по ЧС. Оценивается возможность доставки людей и тяжелой техники в зону возгорания, угроза населенным пунктам и объектам инфраструктуры, экономическая целесообразность. По данным Авиалесохраны, в зоне контроля отсутствует угроза населенным пунктам и объектам экономики и прогнозируемые затраты на тушение пожаров превышают возможный вред.

Дым от лесных пожаров появился в Красноярске и других городах Сибири, а в конце прошлой недели достиг Урала и Поволжья. В Новосибирске, Барнауле и Кемерово вводился режим неблагоприятных метеоусловий (НМУ). В столице Красноярского края режим НМУ введен не был, но крупные промышленные предприятия, по просьбе губернатора Александра Усса, снизили объемы выбросов. Сейчас в городах Сибирского федерального округа дымки не наблюдается.