28 мая 2015, 07:00
Репортаж

Полосатое движение: как наносят разметку на московские дороги

ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

ТАСС узнал, как "разрисовывают" столичные магистрали

МОСКВА, 28 мая. /ТАСС/.  Столичные коммунальщики завершают обновление разметки на автотрассах. 

За полтора месяца им было необходимо привести в порядок более 4,2 тыс. километров дорог.

ТАСС узнал, как "разрисовывают" магистрали.

Для чего нужна разметка

"Работы по нанесению разметки проводятся в рамках программы по безопасности дорожного движения", - поясняет заместитель руководителя ГБУ "Автомобильные дороги" Раис Чигликов. 

Маркировка помогает ориентироваться на дорогах как водителям, так и пешеходам, поэтому является одной из составных частей безопасного движения.

Чигликов показывает "сборник" существующих видов разметки. Весь "ассортимент" - продольные, сплошные линии и пунктирные линии, пешеходные переходы, остановки общественного транспорта, стрелы направления движения - служит для сообщения определённой информации участникам дорожного движения.

Холодный пластик

В этом году для нанесения разметки специалисты ГБУ "Автомобильные дороги" по новой технологии используют холодный пластик.

Этот материал обладает высокой прочностью и изготовлен с применением экологически чистых компонентов.

В тестовом режиме эту технологию апробировали еще в прошлом году. Теперь объем использования материала значительно расширили.

Холодный пластик меньше зависит от погодных условий и обеспечивает высокий уровень сцепления с покрытием дороги, что продлевает срок службы разметки. 

Две "сплошные" и пунктир

Разметку обновляют по всему городу. "Наш" участок этим субботним вечером - съезд с Кутузовского проспекта возле гостиницы "Украина". Сегодня довольно прохладно - на термометре не выше 2-3 градусов. На место уже прибыла спецтехника и бригада дорожников. Все они в спецодежде со светоотражающими элементами. 

Первым делом рабочий расставляет вдоль полукилометрового участка дороги, который необходимо разметить, оранжевые пластиковые конусы, чтобы на свеженанесенную маркировку не наезжали посторонние машины. 

"Фронт работ" известен заранее - здесь должны появиться "две сплошные", пунктиры, отделяющие полосы, а также поворотная стрелка. "Получаем схемы, работаем согласно проектам организации дорожного движения. В этих проектах абсолютно четко указаны все линейные параметры - ширина полос движения, длина и протяженность каждой линии разметки, которые позволяют специалистам совершенно четко понимать, где и какой тип линии должен быть",- поясняет Чигликов. Он демонстрирует проект.

В документе также указывается и цвет линий. "Например, желтая разметка используются только в ряде случаев - это остановки общественного транспорта, линии, которые идет вдоль бортового камня, обозначающая запрет стоянки транспорта, в некоторых случаях, когда идут работы по реконструкции и желтая разметка используется как временная",- объясняет Чигликов. 

На "нашем" участке разметка будет постоянной, поэтому в машину, которая наносит линии, уже загрузили белый материал. 

Теперь главный на дороге - маркировщик. Специальная разметочная техника - с виду коробочка на невидимых колесах - выезжает на заданную полосу. Железная "улитка" медленно "ползет", оставляя после себя прерывистый белый след. 

"Такие машины работают в Европе и широко используются для нанесения разметки долговечными материалами. В Москве краску для разметки уже практически не применяют, а пластики - будь это термопластичные материалы или холодный пластик, который сейчас наносим, это материалы, способные продержаться на дороге год",- говорит Чигликов. 

Прохладная погода не мешает материалу кристаллизироваться на асфальте. "Это холодный пластик,- продолжает Чигликов, показывая свежую линию. По его словам, существует два вида пластика для разметки - термои холодный. 

"Приклеивается и тот и другой. Термопластик сначала разогревают до температуры 200 градусов, затем выливают на дорогу при помощи специального экструдерногоустройства. Он остывает и приклеивается к асфальту. Холодный пластик образуется при смешивании основного компонента и отвердителя",- говорит Чигликов. 

В результате химической реакции холодный пластик застывает через 15-20 минут после нанесения.

Маркировщик продолжает ползти по дороге.

Прикрепленный снизу экструдер выкладывает новые "порции" белого материала нужного размера и формата. "Специальная программа позволяет настраивать технику так, чтобы линии были определенной длины, отсчитывать начало и конец каждого пластикового штриха",- уточняет Чигликов. 

"Машинки для нанесения разметки могут различаться по размерам, но по принципу работы и сути производимых линий не отличаются",- заметил Чигликов.

До конца мая дорожники должны завершить основные работы по разметке. "В дальнейшем будем только в отдельных случаях заниматься маркировкой, например, после замены асфальта в рамках текущего ремонта", - пояснил Чигликов. 

Интересуюсь, сколько времени требуется, чтобы разметить 1 километр автотрассы.

"Все зависит от количества полос движения. Если дорога пятой или шестой категории - межквартальный проезд, там одна осевая линия и два пешеходных перехода на километр условно, а здесь шесть полос движения и на этот километр может уйти 3-4 часа",- объясняет Чигликов. 

Тяжелее всего разметить МКАД и стоп-линии, признаются специалисты. Чтобы сделать стоп-линию, маркировщик надо разворачивать перпендикулярно, поперек автомобильного потока. 

"В этом случае очень сложно организовать движение правильно, чтобы сторонние машины не мешали разметчикам и не испортили ту работу, которая уже проделана, потому что в течение 15-20 минут наезжать на эти линии нежелательно",- говорит Чигликов.

"Ручники"

Там, где требуется маркировка необычной конфигурации, к работе привлекают специалистов ручной разметки, или "ручников", как между собой называют своих коллег остальные члены бригады. 

"От руки", в частности, наносят стрелки направления движения, знак "уступи дорогу", обозначения остановок общественного транспорта. 

В нашем случае, рабочим предстоит нарисовать стрелку, указывающую на поворот. Специалисты используют специальный трафарет -  приклеивают его скотчем к асфальту и начинают с помощью шпателей наносить тот же самый холодный пластик, которым разметили остальные части съезда.

Пластик разравнивают по контуру. "Холодный потому, что не греется специально для нанесения. Это такая клейкая масса консистенции смолы, в которую добавляется отвердитель перед нанесением. Затем происходит химическая реакция для кристаллизации материала. У разметчиков есть порядка получаса, чтобы его нанести на дорогу, потому что он твердеет и корректировке не подлежит", - поясняет Чигликов. 

Наши мастера заполняют "стрелку" за считанные минуты. Интересуюсь, часто ли случается брак.

"Не ошибается тот, кто ничего не делает. Бывает порой брак, который не столько зависит от рабочих, сколько от отсутствия культуры водителей, которые въезжают в зону работ и, наехав колесом на свежеподготовленную стрелку,размазывают и растягивают пластик по дороге", - говорит Чигликов.

Тогда дорожникам приходится потратить время и усилия, чтобы убрать следы наезда.

Спрашиваю, есть ли особые секреты у дорожников. "Как и в любой профессии.  Например, специалиста приличного уровня можно воспитать не меньше чем за два разметочных сезона, а специалиста высокой квалификации - не меньше, чем за пять", - отмечает Чигликов. 

Бригада - в среднем шесть человек, в зависимости от задач, которые перед ними стоят. "Все зависит от объема работы", -поясняет Чигликов. 

Вот только трудиться в горячий сезон приходится практически  в круглосуточном режиме. На оживленных трассах, чтобы не устраивать  автомобильный коллапс, приходится наносить разметку по ночам. Разметка обновляется ежегодно и на 100 процентов по всему городу.

"Если сейчас не обновить там, где она просто потерта, то, значит, через месяц надо будет возвращаться к этой работе.Поэтому делаем все и сразу", - говорит Чигликов. 

Местами приходится снимать остатки пластиковых полос. Для этого задействуют спецмашину - демаркировщик. "У нас есть такие машины - и гидравлического метода действия, и механического. И те и другие применяются с равным успехом, для различных участков дороги, различных покрытий", -  отмечает Чигликов.

История создания разметки

Изобретателем разметки считается Эдвард Хайнз, член дорожной комиссии в штате Мичиган (США). Еще в 1911 году он предложил нанести на первую бетонную дорогу мира - Вудвард Авеню в Детройте, центральную линию для разделения полос движения. 10 лет спустя в Англии, в пригороде Бирмингема, появилась первая маркировка Великобритании.

Этот эксперимент для повышения безопасности на дорогах был таким успешным, что впоследствии белая разметка стала стандартом во всем мире.