ВАШИНГТОН, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Из Аляски в Красноярск, а затем в Москву отправятся американские самолеты времен Второй мировой войны, повторяя маршрут поставок вооружений и боеприпасов из США в Советский Союз по программе ленд-лиза. Как сообщили в среду на пресс-конференции в вашингтонском Национальном клубе печати организаторы этого российско-американского проекта, он посвящен отмечаемому в этом году 70-летию Победы стран антигитлеровской коалиции над фашистской Германией.
"Самолеты пройдут по трассе, получившей во время войны название "Аляска-Сибирь" и позволившей перегнать в 1942-1945 годах для Красной армии из США около 8 тыс. различных боевых машин", - отметил президент "Авиационного фонда Браво-369" Джефф Гир. Возглавляемая им общественная организация осуществляет эту идею при поддержке фирмы Wargaming.net вместе с российской компанией "Русавиа", выкупившей два американских "Дугласа" С-47 у частных владельцев.
Как рассказал представитель "Русавиа" Алексей Кривалов, 18 июля эти машины поднимутся в небо в городе Грейт-Фолс (штат Монтана), где в годы войны базировались самолеты, переправлявшиеся в СССР, и через Канаду отправятся на Аляску в город Фэрбенкс. Через неделю они возьмут курс на Россию и спустя еще 10 дней доберутся до Красноярска, сделав по пути остановки в Анадыре, Магадане, Якутске и Братске. Во всех американских, канадских и российских городах, где самолеты будут совершать посадки, запланированы мероприятия, посвященные юбилею Победы.
Во время войны в Красноярске была устроена основная база для американских самолетов, отправлявшихся затем уже на фронтовые аэродромы. На этот раз пара "Дугласов" полетит из Сибири в Москву, чтобы в конце августа принять участие в международном авиакосмическом салоне МАКС-2015. Пилотировать их на протяжении всего пути предстоит российским летчикам, которые прибудут для этого в США. Из Аляски до границы их будет провожать в небе другой американский самолет времен Второй мировой войны АТ-6 "Тексан", который поведет Джефф Гир.
"Над островами Диомида в Беринговом проливе мы пожелаем нашим российским друзьям счастливого пути, помашем им крыльями и повернем обратно", - сказал глава фонда "Браво-369", имеющий за плечами 1,6 тыс часов летного времени на 28 различных типах машин. В августе он планирует прибыть на МАКС-2015, чтобы увидеть американские самолеты уже в Москве. После этого "Дугласы" будут переданы Центральному музею вооруженных сил в российской столице.
Организаторы военно-исторического проекта намерены снять о нем документальный фильм. По словам Джеффа Гира, "это будет рассказ о том, как сохранить мир для будущих поколений". Инициатива получила поддержку со стороны властей американских штатов Монтана и Аляска и правительства Канады, большую помощь оказал им МИД РФ. В то же время, как отметил представитель "Русавиа", проект подготовлен "не чиновниками или политиками, а самыми простыми людьми - энтузиастами авиации", которым дорога память о подвиге, совершенном народами двух стран в борьбе с гитлеровским фашизмом.
Протяженность трассы от аэродрома Лэдд-филд в Фэрбенксе до Красноярска составляла 6,5 тыс км. Летать приходилось в тяжелейших погодных условиях над опасными районами, в том числе зоной вечной мерзлоты. Американский пилот бомбардировщика В-24 Томас Уотсон писал в своем военном дневнике: "Случись любая вынужденная посадка, у человека не будет никаких шансов остаться в живых, если он потерпит аварию над этим районом. Он слишком далек от любого места, до которого можно дойти, и здесь слишком холодно, чтобы выжить".
Во время перегона самолетов на трассе Аляска-Сибирь погибли 205 человек. Напомнив об этом, один из основателей фонда "Браво-369" Крейг Лэнг отметил, что участники проекта ставят перед собой важные образовательные цели. "Американские школьники и студенты знают о Второй мировой войне в основном по событиям в Перл-Харборе и на Тихом океане, - сказал он. - Мы хотим, чтобы они побольше узнали о том, что происходило на восточном фронте и на какие огромные жертвы пришлось пойти во время Великой Отечественной войны советскому народу".
Организаторы проекта рассказали, что ухудшение российско-американских отношений из-за событий вокруг Украины не отразилось на их планах. "Мы опасались, что политический климат может помешать нашим замыслам, но этого, к счастью, не произошло", - сказал Джефф Гир. "Мы надеемся, что наша инициатива поможет улучшить взаимопонимание между народами двух стран", - заявил в свою очередь представитель компании Wargaming.net Трейси Спейт, выступая в вашингтонском Национальном клубе печати.
Совместному российско-американскому проекту "Аляска-Сибирь 2015" была также посвящена пресс-конференция, состоявшаяся в ТАСС в Москве.