ИРКУТСК/ЕКАТЕРИНБУРГ, 8 ноября. /ТАСС/. Группа ученых из Иркутска, Екатеринбурга и Хельсинки (Финляндия) рассчитали основные параметры и примерную траекторию движения болида, который пролетел в небе над Бурятией и Иркутской областью 25 октября. Об этом сообщил журналистам член комитета по метеоритам РАН, профессор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Гроховский.
"Это событие планетарного масштаба, яркий болид наблюдался сначала над Бурятией, потом над Иркутской областью. Решением того, куда приземлилось космическое тело, занималась международная группа экспертов из Хельсинки, Иркутска и Екатеринбурга. Удалось узнать, что он перелетел Байкал c Востока на Запад, мелкие фрагменты могут находиться за хребтом в районе Байкало-Ленского заповедника", - сказал он.
Профессор отметил, что ранее выдвигались различные версии происхождения этого объекта. "Говорилось о том, что тело принадлежит метеорному потоку или является космическим мусором, но на самом деле это случайный метеороид", - добавил Гроховский.
По данным директора Астрономической обсерватории Иркутского государственного университета (ИГУ) Сергея Язева, скорость космического тела массой 50-80 кг и размером 25-35 см на входе в атмосферу составляла 20,6 км/ с, интенсивность торможения из-за трения о воздух снизилась его скорость до 9,2 м/с. Болид двигался под углом 20% к поверхности земли и сгорел до нескольких граммов на высоте 27 км в районе Байкало-Ленского заповедника. Ученые считают, что, вероятнее всего, Байкальский болид был каменным - вероятность этого около 90%. Однако малые размеры упавшего в заповедных лесах космического объекта не позволяют предпринять попытку к его дальнейшему изучению.
"Народная болидная сеть"
Рассчитать параметры Байкальского болида удалось благодаря данным с камер наружного наблюдения и видеорегистраторов жителей двух регионов, рассказал Язев. Ученые располагали кадрами с зеленым свечение на ночном небе, сделанными в Улан-Удэ, Иркутске, Северобайкальске, Слюдянке и Усть-Кутском районе, расстояние до пролетавшего космического объекта составляло от 160 до 410 км. Наиболее ценной, по словам Язева, оказалась запись с буровой вышки Иркутской нефтяной компании на месторождении на севере Иркутской области: обладая точными координатами расположения это камеры, ученые смогли узнать траекторию болида.
"Впервые на территории двух регионов сработала народная болидная сеть. Это пример развития астрономической культуры", - отметил директор иркутской обсерватории, призвав очевидцев подобных событий активнее делиться такими кадрами с учеными.
Cегодня для наблюдения за внеземными объектами необходимо развивать болидную сеть фото- и видеокамер, согласен доцент кафедры физических методов и приборов контроля качества УрФУ Николай Кругликов "Важно ставить стационарные камеры, сейчас мы этим и занимаемся. Для накопления данных уже создан специальный сервис хранения", - пояснил ученый.
На данный момент уральская болидная сеть состоит из трех наблюдательных фото- и видеокамер. Они располагаются в разных точках на территории Урала и фиксируют явления, которые происходят в атмосфере Земли. Результаты наблюдений позволяют определить методами небесной механики и болидной физики скорость и траекторию объектов.