13 декабря 2016, 07:27

Новосибирские ученые разрабатывают приложение для детей с нарушением речи

Обучающая программа будет доступна для бесплатного скачивания

НОВОСИБИРСК, 13 декабря. /ТАСС/. Группа новосибирских ученых и студентов разрабатывает мобильное приложения для диагностики и исправления речевых патологий у детей. Программа, которая призвана превратить этот длительный процесс в игру и сделать его обучающим, будет доступна для бесплатного скачивания, сообщила пресс-служба Новосибирского госуниверситета (НГУ).

"Логопед пользуется современными методиками, однако работать ему приходится как в позапрошлом веке. Поэтому мы создаем для него специальную диагностическую программу, в которую уже загружен алгоритм подсчета баллов", - приводит пресс-служба слова одного из разработчиков - доцента кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики НГУ Людмилы Можейкиной.

Сейчас диагностика логопедической группы детей может занимать до трех недель. Выполнение каждого задания оценивается в баллах, которые нужно подсчитывать по определенным формулам, сводить в большие таблицы и лишь затем интерпретировать. С мобильным приложением логопеду достаточно будет дать ребенку в руки планшет и корректировать ход выполнения заданий, а потом нажать на кнопку для получения результата.

Над приложением работают логопеды, физиологи, психолингвисты, программисты и студенты. Последние в прошлом году прошли обучение логопедическим приемам в детском саду № 97, где воспитываются дети с речевыми патологиями. Студенты изучили специфику каждого диагностического задания, и по итогам была создана "бумажная модель" будущего приложения. В него решено добавить и обучающую функцию: на некоторых этапах программа в случае неверного ответа будет подавать сигнал "ой, ошибся" и предлагать повторить задание снова.

Специалисты предполагают, что форма мобильного приложения позволит повысить степень вовлеченности ребенка в диагностический процесс. "Мы подключаем к процессу не только визуализацию, но еще и действие, и тем усиливаем работу коры головного мозга и стимулируем речевое развитие", - считает Можайкина. Чтобы обосновать это предположение используется переносная инструментальная методика айтрекинг (eye tracking): специальные очки позволяют отслеживать движение глаз, фиксировать фокус внимания и оценивать специфику восприятия.

К концу 2016 года исследование с помощью айтрекинга планируется завершить и полностью сосредоточится непосредственно на разработке мобильного приложения. В апреле - мае оно будет апробировано в детском саду под наблюдением независимых экспертов и уже в 2017 году программой смогут воспользоваться логопеды.