26 декабря 2014, 10:39
Проекты Сколково

Электросамолет, пространственная рама, «Грузопоиск» и Sharxi

ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев
В «Сколково» объявили победителей программы «Транспорт будущего»

В Гиперкубе «Сколково» состоялся финал осенней программы Открытого университета «Транспорт будущего». Программа была запущена в сентябре и за время своего существования привлекла более 70 студентов, молодых ученых и инноваторов со своими проектами.

Идея подобных программ в том, чтобы выращивать человеческий капитал для экосистемы «Сколково» и вовлекать молодежь в создание новых проектов и наукоемкое предпринимательство.

«На программу «Транспорт будущего» нам удалось собрать молодых инженеров, которые хотели бы коммерциализировать свою разработку, – пояснил Андрей Егоров, исполнительный директор Открытого университета Сколково. – Оказалось, что под тему программы пришли совершенно разные команды – из области энергоэффективных, космических, информационных технологий, что сделало наблюдение за проектами еще более интересным».

В ноябре более 10 проектов, созданных в рамках программы, участвовали в предзащите, и к финальному мероприятию многие уже разработали собственные прототипы, которые демонстрировались на первом этаже Гиперкуба. Например, желающие могли покататься на инновационном электросамокате.

Перед тем как объявить финалистов программы, Егоров предложил собравшимся не терять связи и в дальнейшем стать частью сообщества «Сколково», участвовать в мероприятиях фонда.

Затем были объявлены победители в четырех номинациях. В номинации «Космические и телекоммуникационные технологии» победил проект SC Motors «Разработка сверхпроводниковых электродвигателей для перспективных электросамолетов». Этот проект был признан одним из лучших еще на предзащите представителями сразу двух кластеров – космических и энергоэффективных технологий. По мнению создателей проекта, основная тенденция в современном авиастроении – это отказ от ископаемых топлив в пользу электрической энергии и создание полностью электрического самолета. По данным создателей SC Motors, подобные проекты уже есть у европейской компании Airbus (EADS). Дмитрий Дежин и Николай Иванов, сооснователи SC Motors, планируют решить ключевую проблему современных электрических машин, а именно невозможность наращивать удельную мощность без роста массы электродвигателя. Сделать это предполагается за счет использования в двигателе сверхпроводниковых материалов. 

«Со времени ноябрьской предзащиты мы успели провести ряд исследований,  подтвердивших целесообразность дальнейших разработок. На основе результатов исследований была создана численная модель двигателя, – перечисляет Иванов. – Кроме этого, нам активно помогал в работе кластер космических технологий, с его помощью мы, в том числе, оформили заявку на резидентство в «Сколково».

Понравившийся кластерам проект отметила подарками и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), призы Иванову и Дежину вручил представитель ОАК Евгений Терехин.

«Я занимаюсь проектами реструктуризации производственных активов, то есть переходом на новую индустриальную модель, где мы сохраняем ключевые компетенции и развиваем сеть поставщиков, в том числе среди субъектов малого и среднего предпринимательства, – пояснил Терехин. – В частности, ОАК занимается решением проблем малых и средних компаний, которые хотят прийти в этот бизнес. Создаются центры прототипирования, центры инжиниринга, которые позволят вам – и EC Motors, и другим присутствующим в том числе – снизить свои издержки на создание продукта».

Во второй номинации «Энергоэффективные технологии в сфере транспорта» победителем стала команда МГТУ им. Баумана «Формула Студент». Команде принадлежит несколько разработок, в том числе гибридная пространственная рама на основе стальных и углепластиковых труб, рычаги подвески из углепластика и беспроводная телеметрия, работающая в режиме реального времени.

В третьей номинации «Информационные технологии в сфере транспорта» победителей оказалось двое – проект «Грузопоиск» и Sharxi. «Грузопоиск» дает перевозчикам возможность быстро искать грузы с помощью мобильных устройств. Следующая задача для авторов проекта – разработать бизнес-приложение, которое будет искать грузы в фоновом режиме на основе заданных параметров, работать с заявками, прокладывать маршруты с учетом габаритов и веса транспорта и т.д. Приложение «терминал перевозчика» будет поддерживать голосовое управление, чтобы не отвлекать водителя от дороги.

Идея второго проекта – Sharxi – в том, чтобы дать возможность людям совместно пользоваться такси, когда им нужно уехать из одной точки по примерно совпадающему маршруту. Таким образом такси может стать более комфортной и доступной по цене альтернативой общественному транспорту, а сам сервис будет востребован, например, посетителями концертов, которым нужно разъезжаться по домам или покупателями, покидающими торговые центры с покупками. По словам основателя проекта Бориса Урмана, Sharxi уже участвовал в пробных заездах, а в первой половине января 2015 планируется запуск Sharxi в аэропортах Москвы.

После объявления победителей выступил член жюри, генеральный директор Мосгортранса Евгений Михайлов, который отдельно отметил проект Formula Electric MADI, команда которого создает электромобили в рамках проекта «Формула Студент».

«Для нас МАДИ – опорный университет, и я думаю, что эту команду мы каким-то образом привлечем к себе. С одной стороны, будем ставить задачи. С другой – каким-то образом финансировать», – сказал Михайлов.

«С каждой новой программой работа с проектами участников удается нам все лучше, – прокомментировала итоги полугодовой работы Елена Дирюгина, руководитель программ Открытого университета Сколково. – У многих финалистов этого сезона уже готовы прототипы – это ярко продемонстрировала выставка, проходившая в рамках финальной защиты. На наших мероприятиях некоторые команды уже нашли партнеров, заказчиков и инвестиции. У многих команд есть потенциал для того, чтобы стать резидентом «Сколково». Во многом секретом успеха этого сезона стало привлечение коучей для индивидуальной работы с проектами и тщательный конкурсный отбор участников программы».

По словам Андрея Егорова, три участника программы «Транспорт будущего» уже подали заявки на статус резидента «Сколково».