7 июля 2014, 04:20,
обновлено 12 января 2015, 12:09

Русская Кармен: истории из жизни Елены Образцовой

В конце декабря 2013 года Образцова отметила на исторической сцене ГАБТа 50-летие своей творческой деятельности

Страница 1

Оперная певица Елена Образцова скончалась на 76-м году жизни в Германии. Об этом ТАСС сообщила директор Культурного центра Елены Образцовой Ирина Чернова.

В июле 2014 года, накануне 75-летнего юбилея, народная артистка СССР поделилась историями из своей жизни с корреспондентом ТАСС Олегом Сердобольским.

 

Страница 2

Нелегкое детство

Воспоминания детства для певицы навсегда связаны с войной и блокадой. Семья Образцовой оставалась в осажденном Ленинграде до конца зимы 1942 года и лишь весной была эвакуирована.

{article_opinion:3394:'Свою дочку, которую тоже зовут Лена, я научила никогда ничего не оставлять на тарелке. И хлеб доедать до последней крошки. Это у меня осталось с блокады, с сорок первого. Именно тогда мой голос впервые привлек общественное внимание. По сигналу тревоги мама хватала меня в охапку и тащила в бомбоубежище. Опять принесли эту крикуху! - добродушно ворчал кто-то. 

Мама часто вспоминала одну из моих первых фраз Мне воченно хочется хлебца.'}

Позднее, как следствие пережитого голода, у Елены Образцовой начались приступы мигрени. 

Чтобы проверить, не хитрю ли я, мама давала мне 18 копеек на шоколадку или на соевые батончики по 2 копейки за штуку. При всем желании я не могла стать сладкоежкой: во время мигрени от сладкого боль еще сильнее.

Экономическая теория "по Образцовой"

В 1958 году, пройдя успешное прослушивание, Елена Образцова поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории.

Общаясь сегодня со студентами, я с удовольствием вспоминаю и свои молодые годы, замечательных педагогов Ленинградской консерватории. Курс политэкономии читал профессор Юдовин. На зачете он попросил меня объяснить формулу "деньги - товар - деньги". "Да что тут объяснять, Илья Моисеевич, - сказала я, - будут деньги, будет и товар". Потом он писал мне в письмах: "Когда дохожу до этой темы, говорю студентам: "Образцова трактовала этот вопрос так..."

О своей учебе в консерватории Елена Образцова также рассказывает:

Как и мои сокурсницы, я обожала профессора Вульфа, седого красавца, читавшего историю музыки. Его предмет я знала на пять с плюсом, а он поставил мне - четверку! Я так обиделась, что решила больше ничего не учить. Мы с моей подругой Ирой Богачевой начали писать шпаргалки для двоих и всегда вместе сдавали экзамены. " Ирка, - шептала я, - это у тебя на левой ноге сверху, а это - на правой, ближе к коленке".

Трудности перевода

С блеском окончив консерваторию, Елена Образцова совершила свои первые заграничные гастроли. Ее имя в очень короткий срок засияло яркой звездой на мировом оперном небосклоне.

Любой нормальный человек за границей знает языки. Поэтому переводчика мне не давали, и я, как собака, все нюхом схватывала. Однажды он меня подвел. Я приехала в Висбаден петь партию Амнерис в "Аиде". Там у меня есть коронная сцена судилища, после которой народ обычно стонет и рыдает. Немецкий режиссер что-то мне долго объяснял. Я говорила: "Яволь, их фирштейн". А вообще-то я не люблю, когда режиссеры мною руководят. Я им киваю, но все делаю по-своему. И вот спела я эту сцену и упала... Вместо овации - тишина. Я решила: провал. Но тут дают вступление к следующей картине, и я оказываюсь у ног Аиды и Радамеса в подземелье. Режиссер-то мне втолковывал, что между картинами нет перерыва, и мне надо быстро исчезнуть, а я, ожидая оваций, попала в глупое положение. Пришлось мне в течение всего их дуэта тихо ползти по сцене, страдая от любви.

Любимая роль

Самой значительной и любимой оперой для Образцовой стала "Кармен". Этот образ так захватывал ее, что на сцене она полностью была подчинена духу импровизации.

{article_opinion:3416:'Кармен - единственная опера, которую я не пою, а которая поет мною. Самый памятный спектакль был в Барселоне. Там собралось четыре состава Кармен, и получилось что-то вроде конкурса. Моим Хозе был Пласидо Доминго, а партию Эскамильо пел испанский баритон красавец Хуан Диас. В четвертом акте, идя на корриду, он так меня поцеловал по правде, что я забыла и слова, и музыку.

В углублении сцены стояла статуя Мадонны. Я молча стала молиться ей. У меня была необычайная жалость к Хозе, которому я разбила жизнь. И вопрос Его ты любишь? совпал с моментом, когда я сказала Мадонне, думая о Хозе люблю, обожаю. Я пропела это Хозе, и он подхватил мою версию. И до конца я играла любовь к Хозе. Потом я все же взбесила его ревностью и подначками. И когда неожиданно для меня он ударил меня ножом, я успела обнять Хозе, дав понять, что люблю его. Он поднял меня на руки (тогда еще меня можно было поднять!) и, плача, допел Вот я, ее убийца. Ах, Кармен, я твой навеки...

До сих пор, когда я приезжаю в театр Лисео, люди вспоминают о том спектакле, как о пережитом чуде. И всякий раз, выходя на сцену в этой опере, я заранее не знала что сотворит со мной моя Кармен.'}

Драма с собачкой

Необычная история с Кармен случилась и в реальной, не сценической жизни певицы. Однажды Кармен выступила ее партнершей по сцене.

{article_opinion:3417:'Мне приятно познакомить вас с моей собачкой, которая за свою жизнь прослушала огромное множество оперных спектаклей. Зовут ее Кармен. Она - очаровательная кудрявая брюнетка пяти лет от роду из породы той-пуделей. Поглядишь - действительно как игрушечная. И всюду она со мной летает, уже весь мир повидала. Везде нас с ней приветливо принимают.

Так все и было, пока мы однажды не прилетели с ней на гастроли в Мадрид. Там в Королевской опере я должна была петь Графиню в Пиковой даме. Приходим с ней на репетицию, а нас в театр не пускают. У них там такие строгости с животными в театр по инструкции входить нельзя никому. А у меня в Мадриде никого не было, кому бы я могла ее оставить. Я страшно расстроилась. Ну хоть контракт расторгай! Увидев мое огорчение, администрация решила - ладно, так уж и быть сегодня мы вас пропустим в порядке исключения, но уж завтра будьте любезны пристроить где-нибудь свою собачку.

На репетиции Кармен вела себя образцово. Сидела, молчала, внимательно смотрела за тем что происходит на сцене. А режиссер, репетируя, все поглядывал на нее и вдруг спрашивает Скажите, мадам Образцова, а ваша Графиня не могла бы прогуляться с собачкой по Летнему саду?. - Конечно, могла бы. - А она не залает?. - Да что вы, никогда в жизни! - говорю я режиссеру. - Ее и в Ла Скала и Метрополитен всегда пускают. Знают, что она ни за что не гавкнет. Я ее и на свои концерты и на вокальные конкурсы беру с собой.

На следующий день нам выписали два пропуска в Королевский театр. На одном было написано Елена Образцова, на другом - Кармен Образцова, артистка. И мы участвовали с ней в шести спектаклях Пиковая дама. Причем каждый день в качестве гонорара Кармен Образцова получала 100 граммов вырезки.'}

 

 

Страница 3

Биография

Елена Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде.

Петь она начала еще в раннем детстве. Стала солисткой детского хора Ленинградского дворца пионеров. По воспоминаниям певицы, именно здесь она родилась как музыкант. В 1954 году на отчетном концерте хора в зале Ленинградской капеллы состоялось первое сольное выступление Образцовой.

В 1958 году она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории. В 1962 году в Финляндии получила свою первую награду - золотую медаль и звание лауреата на Всемирном фестивале молодежи и студентов. В том же году молодая певица победила на Втором Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки. На заключительном концерте конкурса присутствовали солист Большого театра П. Г. Лисициан и заведующий оперной труппой Т. Л. Черняков, которые пригласили Образцову прослушаться в театре, и в декабре 1963 года, еще студенткой консерватории, она дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере "Борис Годунов" Мусоргского.

В 1964 году Елена Образцова окончила Ленинградскую консерваторию, на выпускном экзамене получила 5 с плюсом - оценку, которая не ставилась в консерватории более сорока лет. Минуя стажерскую группу, певица сразу была зачислена в штат солистов оперы Большого театра.

В 1970 году Образцова была удостоена высших наград на крупных международных конкурсах: имени П. И. Чайковского в Москве и имени Франсиско Виньяса в Барселоне. Репертуар певицы расширялся год от года. Она исполняет такие разнохарактерные роли, как Азучена в "Трубадуре", Кармен, Фрося в "Семене Котко", Эболи в "Дон Карлосе", Женя Комелькова в "А зори здесь тихие".

Творчество Елены Васильевны Образцовой высоко оценено в России и за рубежом. В 1973 году ей была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Глинки. В 1976 году она получила звание "Народный артист СССР" и стала лауреатом Ленинской премии. В 1990 году удостоена звания "Герой социалистического труда". Награждена орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами "За заслуги перед Отечеством" II и III степеней, испанской медалью Э. Гранадоса, итальянским призом "Золотой Верди", Гран-при Французской академии грамзаписи, премией Ассоциации театров Сицилии, украинским орденом Святого Николая, наградой Русской православной церкви "За преумножение добра на земле".

Такая разная Елена Образцова

В 1986 году Образцова дебютировала в качестве оперного режиссера, поставив в Большом театре оперу Массне "Вертер", где с успехом исполнила главную партию.

Елена Образцова и сегодня самая востребованная российская певица. В ее репертуаре 40 партий в операх русского и зарубежного классического репертуара, а также в операх композиторов XX века. Среди них Нерис в "Медее", Леонора в "Фаворитке", Герцогиня в спектакле "Сестра Анжелика", Иродиада Ахросимова в "Войне и мир", Бабуленька в "Игроке".

Концертные программы русской музыки включают циклы романсов Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, песни и вокальные циклы Мусоргского, Свиридова, цикл песен Прокофьева на стихи Анны Ахматовой. В программу зарубежной классики входят цикл Р. Шумана "Любовь и жизнь женщины", произведения итальянской, немецкой, французской музыки.

Елена Образцова снялась в музыкальных фильмах: "Моя Кармен", "И образ мой предстанет тебе", "Веселая вдова", "Любовь и муки Елены Образцовой", "Выше, чем любовь", "Елена Великая" и других.

В 1999 году певица дебютировала на драматической сцене в роли Амалии в спектакле Романа Виктюка "Антонио фон Эльба", где продемонстрировала весь блеск актерской техники, тонкое чувство театральной условности и безупречный стиль.

В 2003-2004 годах состоялись первые выступления Елены Образцовой в программе классического джаза с квартетом Игоря Бутмана и оркестром "Султаны Свинга".

Она выступала на сценах Ла Скала, Ковент Гардена, Гранд Опера, "Опера де Пари", "Лисео", Венской оперы, Метрополитен-опера. Работала с величайшими певцами современности: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом, Монсеррат Кабалье, Гербертом фон Караяном, Риккардо Мути, Клаудио Аббадо, Франко Дзеффирелли, Джорджо Стреллером.

Также Елена Образцова известна как педагог. С 1973 года более 20 лет она преподавала в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Она также преподавала в Токийской музыкальной академии "Мусашино", давала мастер-классы в Европе и Японии, в Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

С 1999 года в Санкт-Петербурге проходит Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. В 2007-2008 годах Елена Образцова возглавляла оперную труппу Михайловского театра.