3 августа 2014, 06:21,
обновлено 2 августа 2014, 06:21

Паровозы, попавшие в историю

Музей железнодорожной техники под открытым небом на платформах бывшего Варшавского вокзала. zd-expo.ru/ М.А.Чиркст
Музей железнодорожной техники под открытым небом на платформах бывшего Варшавского вокзала

В День железнодорожника, который традиционно отмечается в первое воскресенье августа, ИТАР-ТАСС рассказывает о локомотивах-памятниках, установленных на вокзалах Петербурга и Ленинградской области

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Евгения Чиркова/. День железнодорожника – первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России.

История этого вида транспорта за 177 лет существования железных дорог в России стала частью истории страны. Часть объектов железнодорожной инфраструктуры, уникальные по техническим решениям или представляющие историческую ценность превращены в памятники. ИТАР-ТАСС рассказывает об исторических локомотивах, чьи оригиналы или макеты в настоящее время установлены в Петербурге и Ленинградской области.

Макет паровоза «Проворный» на Витебском вокзале

Памятник первому магистральному паровозу на "Пролетарском заводе"

"Ленинский" паровоз №293 на Финляндском вокзале

Памятник-паровоз у ж/д станции "Ладожское озеро"

Паровоз-памятник Эу 708-64 в г. Волхов

Паровоз Эм-721-83 на станции Петрокрепость

Паровоз-памятник Эм 737-15 в Колпино

Паровозный музей

Макет паровоза «Проворный» на Витебском вокзале

Макет был изготовлен к 150-летию железных дорог в России, которое отмечалось в 1987 году. Это копия паровоза, открывшего движение по Царскосельской железной дороге, первой в России железной дороге общего пользования.

Поскольку ни сам паровоз, ни техническая документация на него не сохранились, основным источником для его воссоздания была модель, изготовленная в 1838 году в масштабе 1:4. Макет паровоза и трёх вагонов изготавливался сотрудниками и студентами Ленинградского института железнодорожного транспорта.

«Проворный»был отреставрирован в преддверии 170-летнего юбилея российских железных дорог. 

Памятник первому магистральному паровозу на "Пролетарском заводе"

Памятник первому в России отечественному магистральному паровозу, построенному в 1845 году на бывшем Александровском заводе, ныне объединение «Пролетарский завод», сооружен по инициативе рабочих и служащих этого завода. 
Точная модель локомотива, изготовленная в цехах этого завода, установлена на рельсовый путь, проложенный на прямоугольном постаменте - параллелепипеде, одетом плитами красного полированного гранита.

На лицевой грани постамента надпись: «Модель 1-го магистрального паровоза, построенного в России в 1845 году умельцами бывшего Александровского завода». 

Сам "Пролетарский завод", который сейчас специализируется на судовом и энергетическом машиностроении, в 1840-х годах перешел в ведомство путей сообщения и был переименован в Александровский механический. В 1890-е гг. он стал основным паровозоремонтным предприятием Северо-Запада, при котором действовала уникальная паровозная лаборатория Института Путей сообщения.

В 1922 году завод переименовывается в Пролетарский паровозоремонтный завод, а с 1959 года начинает специализироваться на выпуске тепловозов с гидромеханической передачей. Переименован в Ленинградский тепловозостроительный завод (ЛТЗ). В 1963 г. завод переводится на выпуск судовых механизмов.

"Ленинский" паровоз №293 на Финляндском вокзале

Исторический паровоз с номером 293 установлен в мемориальном павильоне на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге. На нем в 1917 году машинист Гуго Эрикович Ялава дважды перевозил через финляндскую границу Владимира Ильича Ленина. Переезду Ильича в Финляндию предшествовали бурные июньские события 1917 года в Петрограде. После расстрела мирной демонстрации рабочих и солдат и нападений юнкеров на редакцию и типографию газеты «Правда» партия большевиков ушла в подполье.

Паровоз H2-293 был построен в 1900 году американской паровозостроительной компанией Richmond Locomotive Works и с 1913 года курсировал на линии Санкт-Петербург - Райвола (ныне Рощино). Является одним из немногих сохранившихся паровозов этой серии, принадлежит к объектам культурного наследия.

Памятник-паровоз у железнодорожной станции "Ладожское озеро"

У станции "Ладожское озеро" навечно стоит памятник паровозу-воину. Это не макет, а настоящий грузовой паровоз Эш-4375 "Комсомолец", работающий на Дороге жизни во времена блокады. На обеих его сторонах можно прочитать девиз: "Все для фронта, все для победы". Измученные и голодные машинисты обеспечивали бесперебойный подвоз продовольствия, медикаментов, боеприпасов к городу и эвакуированных к водам Ладоги.

Подвиг железнодорожников, работающих на Дороге Жизни также увековечен мемориальной доской в Санкт-Петербурге. 

О ладожском железнодорожном узле

После захвата Мгинского узла немцами Ленинград лишился всех наземных транспортных коммуникаций с остальной частью страны. Единственным путем, по которому можно было доставлять грузы в больших объемах и эвакуировать людей из осажденного города, осталась Ладога. Здесь началось сооружение причалов для судов, быстрыми темпами создавался мощный Ладожский железнодорожный узел. На станции Ладожское Озеро, где было всего четыре пути, было построено более 20, появились устройства для экипировки, водоснабжения, два треугольника для поворота паровозов.

Для связи с Ленинградом реконструировали малодеятельную тупиковую Ириновскую линию, по которой до войны ходили 3-4 пары пригородных паровых поездов. Но осенью 1941 года она стала единственной дорогой из осажденного Ленинграда, превратившись в важную магистраль, а глухая, маленькая станция Ладожское Озеро - в большой железнодорожный узел с примыкающим к нему озерно-речным портом.

За 20 дней октября Ладога дала городу на Неве 848 вагонов с грузами, в ноябре - 943. Когда озеро замерзло, между восточным и западным берегами была проложена ледовая автомобильная дорога. 

В начале декабря 1941 года после освобождения Тихвина началось строительство 34-километровой железнодорожной ветки от станции Войбокало (на Волховстроевской линии) до станции Коса на восточном берегу Ладоги. К февралю 1942 года там возник большой озерно-речной порт Кобона, получивший название расположенного рядом рыбацкого селения. Одновременно разросся и Ладожский порт, где появились новые станции, составившие впоследствии Ладожский узел.

Так сформировалось легендарная "Дорога жизни" с ее железнодорожным участком Ленинград - Финляндский - Ладожское озеро, которая действовала с октября 1941 года по апрель 1943 год. По ней шла эвакуация населения, а также доставка военных и гражданских грузов.

Паровоз-памятник Эу 708-64 в г. Волхов

Этот паровоз одним из первых после прорыва блокады Ленинграда доставил состав с боеприпасами и продовольствием на Финляндский вокзал. Это случилось 7 февраля 1943 года.

Паровоз принадлежал паровозному депо города Волховстрой. После локомотив перешёл в запас Министерства путей сообщения (МПС) и размещался на станции Белгород Южной железной дороги. Благодаря инициативе волховстройских железнодорожников-ветеранов после переговоров с МПС было принято решение доставить паровоз обратно в Волхов для установки его в качестве памятника.

Паровоз Эм-721-83 на станции Петрокрепость

Паровоз Эм-721-83 на станции Петрокрепость установлен на вечную стоянку рядом со зданием вокзала на территории мемориального комплекса героям-железнодорожникам в 1976 году. С обеих сторон тендера надпись: "Этот паровоз доставил в 1943 году первый поезд на Большую землю после прорыва блокады Ленинграда". Паровоз работал на Дороге Победы до полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года. В 1973 году он находился на станции Малая Вишера, откуда по инициативе ветеранов, участников Дороги Победы был доставлен на станцию Петрокрепость.

Паровоз-памятник Эм 737-15 в Колпино

В годы Великой Отечественной войны из паровозов серии Э формировались колонны паровозов особого резерва Наркома путей сообщения, в целях бесперебойного обеспечения воинских перевозок на прифронтовых линиях, подвергающихся интенсивному разрушающему воздействию со стороны авиации противника и ускоренному восстановлению. Таким образом, относительно простые конструктивно, но достаточно мощные и быстроходные грузовые паровозы серии Э(в/и), сыграли важную роль в обеспечении победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Паровозный музей

В Петербурге на платформах бывшего Варшавского вокзала в настоящее время работает музей железнодорожной техники под открытым небом. Первая выставка настоящих локомотивов и вагонов была открыта в 1991 году на станции Шушары (ныне здесь, на платформе "Паровозный музей", находится музейная база запаса). В 2001-м расширившаяся экспозиция переехала на Варшавский вокзал, который с 15 мая 2001 года перестал быть объектом транспортного значения.

Музей носит имя бывшего начальника Октябрьской дороги, почетного железнодорожника, первого директора Центрального музея дороги Владимира Чубарова, положившего начало работам по его созданию. Музей располагает коллекцией паровозов отечественной и зарубежной постройки, эксплуатировавшихся на дорогах России и СССР. Также здесь собрана крупнейшая в России коллекция пассажирских вагонов.

В августе 2006 года в музее появился уникальный экспонат - железнодорожный ракетный комплекс БЖРК 15П961, основой ударной мощи которого является ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) «Молодец», прозванная на западе «Скальпель».