18 августа 2014, 09:46

Краевед: переименование и утрата столичных функций не разрушили особую ауру Петербурга

Сто лет назад город получил новое имя - Петроград

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Наталия Михальченко/. Впервые переименованный 100 лет назад Санкт-Петербург, несмотря на трижды менявшееся название и утрату столичных функций, смог сохранить свою особую ауру. Такое мнение высказал ИТАР-ТАСС краевед, член городской топонимической комиссии Алексей Ерофеев, комментируя вековой юбилей высочайшего указа от 18 (31 - по новому стилю) августа 1914 года о переименовании Санкт-Петербурга в Петроград.

Больше всего, отметил Алексей Ерофеев, первая перемена имени города порадовала славянофилов и ту часть общества, которая в дни начала Первой Мировой войны была охвачена «патриотическим угаром». В те дни изменила название не только сама столица, но и некоторые улицы, например, Петербургская сторона стала Петроградской, Немецкий переулок стал Русским, улица Шнейдерова, содержащая в названии немецкий корень, стала Тихмировской по фамилии домовладельца. «На волне антигерманских настроений со здания посольства Германии на Исаакиевской площади в Мойку были сброшены статуи обнаженных юношей, символизировавшие германское могущество», - отметил краевед. Но приветствовали переименование далеко не все. Поэт Игорь Северянин даже написал отходную Петербургу.

«Имя Петроград не успело оставить какой-то значительный след в судьбе города, как всего через 10 лет последовало новое переименование - 26 января 1924 года в Ленинград, а привыкание к новым топонимам длится не меньше 10-15 лет», - отметил собеседник агентства. На длительность привыкания к новому имени города указывает и то, что спустя 23 года после возвращения городу исторического имени, название Ленинград еще не ушло из употребления.

Имя Ленинград было запечатлено в судьбе и внешнем облике города более отчетливо, так как появился новый генплан, был даже запланирован перенос административного центра города к югу, в нынешний Московский район, где посреди пригородного пейзажа появился помпезный Дом Советов со 147 скульптурами представителей мирного труда - ученых, учителей, инженеров, летчиков, рабочих. Финская война 1939-1940 гг отодвинула госграницу от Ленинграда, и идея переноса центра города к югу не была реализована, так как Невский проспект уже не простреливался с территории Финляндии.

В цепи многочисленных перемен и драматических событий в истории города, последовавших за первым переименованием, - революция, утрата столичных функций, кировский поток (волна репрессий и переселения горожан после убийства Сергея Кирова в 1934 году), блокада. По мнению Алексея Ерофеева, наиболее кардинальной стала потеря столичного статуса с 11 марта 1918 года. Причем краевед считает, что город больше выиграл, чем потерял в результате этого события.

«Архитектурный облик старой Москвы был в значительной степени принесен в жертву государственным задачам - могущество страны Советов должны были символизировать широкие улицы и проспекты, например проспект Калинина (Новый Арбат) и узенькие московский тупички исчезли с карты города. Если бы столица оставалась в Петербурге, то многие городские кварталы изменили бы свой облик. Конечно, никто не тронул бы ни Эрмитажа, ни Адмиралтейства, но, например, улицу Гороховую с типичной застройкой середины XIX века, обязательно бы расширили, уничтожив историческую застройку, - полагает краевед. - Москва, приняв функции столицы Советского государства, спасла Петербург от кардинальных обновлений. Новостройки советского периода вписывались в городскую среду Ленинграда-Петербурга очень гармонично, не разрушая образ города, а новые стили получали воплощение не в центре, а в новых районах».

Однако важнейшая роль в сохранении городской ауры, несмотря ни на что, по мнению Алексея Ерофеева, принадлежит русской литературе и прежде всего Александру Сергеевичу Пушкину, воспевшему Петербург во множестве произведений. Он также признает весомую роль в сохранении городской ауры и за Николаем Васильевичем Гоголем, Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, Федором Михайловичем Достоевским. «Литература и архитектура связались воедино». - отметил краевед. Сохранению самобытности города, на его взгляд, помогло и то, что основатель Петербурга - Петр I и в советское время считался одним из позитивных героев прошлого.