9 декабря 2014, 17:25

Эрмитаж представил помещения Большой церкви Зимнего дворца после реставрации

Специалисты отремонтировали стены, окна и двери, переложили паркет, отреставрировали лепные элементы на стенах и потолке, золоченые скульптурные композиции, воссоздали живописные плафоны и иконостас

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 декабря. /Корр. ТАСС Екатерина Калинина/. В Зимнем дворце завершилась реставрация Большой церкви. Воссозданные помещения были представлены в рамках юбилейных мероприятий Эрмитажа, который отмечает в этом году 250-летие.

Работы по реставрации интерьеров и предметов декоративно-прикладного искусства велись около года. Специалисты отремонтировали стены, окна и двери, переложили наборный паркет, отреставрировали лепные элементы на стенах и потолке, золоченые скульптурные композиции из папье-маше, а также воссоздали живописные плафоны и иконостас. Помимо реставрации исторического интерьера, в Большой церкви Зимнего дворца были выполнены работы капитальному ремонту инженерных сетей. Общая площадь отреставрированных помещений составляет 525 кв. метров, сообщили в пресс-службе музея.

Большая церковь была создана в 1753-1762 годах одновременно с возведением самого Зимнего дворца по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Дворцовый собор выполнен в стиле пышного елизаветинского барокко. Он пострадал во время пожара в Зимнем дворце 1837 года и был восстановлен в 1838-1839 годах архитектором Василием Стасовым.

Долгие годы церковь была домашним храмом императорской семьи. С 1917 года собор использовался как музейное помещение, многие элементы убранства собора были утрачены. В 1938-1939 годах детали отделки, напоминающие о былом назначении помещения, были по максимуму удалены. Было принято решение о демонтаже всех элементов оформления храма, в том числе иконостаса. От него остались только восемь цельных деталей резьбы и 11 фрагментов резных рам, которые хранились в фондах Эрмитажа. В композиции "Распятие с предстоящими" сохранились две скульптуры, выполненные из папье-маше - "Богоматерь" и "Иоанн Богослов".

Основным источником для реставрации послужила коллекция фотографий, выполненная в 1938-1939 годах непосредственно перед и в процессе разборки иконостаса. Важной задачей специалистов, наряду с возвращением интерьеру Большой церкви ее первоначального вида, было максимально возможное включение сохранившихся подлинных деталей в иконостас.