19 декабря 2014, 08:33,
обновлено 9 декабря 2014, 08:33

Рекорды "Севмаша": от атомохода и авианосца до экскурсионной подлодки

АПЛ "Александр Невский" построенный на ОАО "ПО "Севмаш". ЦКБ "Рубин"
АПЛ "Александр Невский" построенный на ОАО "ПО "Севмаш"
"Севмаш" - единственная в России верфь, где строятся атомные подлодки, - отмечает 75-летие. ТАСС рассказывает, как создавали первую АПЛ, чем известна "Золотая рыбка", какими рекордами гордится завод

Новая страница 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 декабря. /ТАСС/. Юбилей со дня начала официальной производственной деятельности отмечает в воскресенье ОАО "ПО "Севмаш". 75 лет назад на предприятии был заложен первый корабль - линкор "Советская Белоруссия".

В советское время здесь была построена первая в стране атомная подводная лодка. В настоящее время предприятие является единственной в России верфью, где строят атомные подводные лодки.

В канун юбилея ТАСС рассказывает, почему для завода выбрали самое заболоченное побережье страны, как создавалась первая в стране АПЛ, чем известна "Золотая рыбка", какими рекордами гордятся корабелы "Севмаша".

История предприятия

Атомный первенец

Неофициальный рейтинг

Гражданские проекты

Интересные факты

Новая страница 3

История предприятия

Судостроительная верфь "Завод № 402" (с 1959 года - "Севмаш") была основана в мае 1936 года для строительства и ремонта крупных военных кораблей различных классов. Одновременно с верфью строился поселок Судострой, в 1938 году получивший статус города.

О предприятии

Площадь предприятия составляет более 300 гектаров, в составе Севмаша насчитывается более 100 подразделений.

Первый опыт подводного кораблестроения получен в годы Великой Отечественной войны - совместно с Балтийским заводом здесь были достроены 2 дизель-электрические подводные лодки. К серийной постройке подлодок приступили в 1954 году.

Всего за свою историю завод передал Военно-морскому флоту страны 132 атомные, 36 дизель-электрических подводных лодок и 45 надводных кораблей.

Завод, по сути, построен на болоте. Это место в дельте Северной Двины сочли наиболее защищенным с моря. В народной истории такой выбор объясняют малым количеством солнечных дней в году для данной местности (суммарно не более двух-трех месяцев): считается, что одним из требований была невозможность вести авиаразведку.

Строительство верфи, как и будущего Северодвинска, пришлось на так называемые годы Большого террора. Помимо заключенных, массово отправляемых на одну из стратегических строек страны, на побережье Белого моря в значительном количестве прибывали ведущие инженерные кадры страны, стремящиеся убежать от репрессий.

Благодаря притоку высококвалифицированных специалистов, который продолжался и в годы Великой Отечественной войны, завод получил ускоренное развитие, а в производстве активно внедрялись и использовались смелые конструкторские и технологические решения.

Закладка первого корабля произошла 21 декабря 1939 года, им стал линкор "Советская Белоруссия" проекта 23.

В военные годы завод занимался ремонтом боевых надводных кораблей, строил большие морские охотники, достраивал минные заградители Л-20, Л-22 и подводные лодки-малютки М-214,М-219. В это же время на верфи закладывались и сдавались эскадренные миноносцы. В 1950-е годы было построено два легких крейсера проекта 68-бис.

Первая атомная подводная лодка была заложена на "Севмаше" 24 сентября 1955 года.

Новая страница 4

Атомный первенец

Первая в мире атомная подводная лодка (АПЛ) была построена в США: закладка состоялась 14 июня 1952 года, спуск на воду - 21 января 1954 года.

Зарождение отечественного атомного подводного флота

В 1952 году академики И.В.Курчатов и А.П.Александров направили докладную записку в правительство СССР, в которой обосновали необходимость и практическую осуществимость сооружения АПЛ. Их поддержал заместитель председателя Совета Министров Вячеслав Малышев. 9 сентября 1952 года вышло решение за подписью Сталина о работе по созданию первого советского атомохода.

В создании первенца отечественного атомного флота приняли участие более 130 предприятий и организаций страны, в том числе 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских институтов и около 80 заводов. Участникам работ, внесших наиболее значительный творческий вклад, была присуждена Ленинская премия.

Ответ СССР в этом противостоянии последовал в 1955 году: 24 сентября на стапелях "Севмаша" заложили первый отечественный подводный атомоход проекта 627. На воду АПЛ К-3, получившая название "Ленинский комсомол", была спущена 12 августа 1957 года.

Одновременно шла разработка главной энергетической установки корабля. Проектировались сразу два типа: с водо-водяным реактором (который был установлен на АПЛ К-3) и реактором с жидкометаллическим теплоносителем (его в качестве движителя получила АПЛ К-27).

Первоначально проект атомного первенца не имел оборонительного вооружения, на нем отсутствовали швартовые приспособления, не было якорей и аварийных дизель-генераторов. А саму подлодку рассматривали как средство для атаки береговых военно-морских баз одиночной термоядерной торпедой большого калибра.

В конечном итоге проект был пересмотрен под размещение стандартного торпедного вооружения. При этом вместо обычного заряда в штатных торпедах предусматривалась возможность установки ядерной боеголовки.

На первую боевую службу АПЛ вышла в 1961 году. Годом позже она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана и всплытие около Северного полюса.

8 сентября 1967 года во время боевого дежурства в Норвежском море из-за возникшего в первом и втором отсеках пожара на лодке погибли 39 человек. Несмотря на это, АПЛ смогла самостоятельно вернутся на базу.

Из состава Северного флота АПЛ выведена в 1989 году. Решением Морской коллегии "Ленинский комсомол" должен быть переоборудован в музей, проект которого разработали в КБ "Малахит".

Новая страница 5

Неофициальный рейтинг

Помимо звания первой советской и единственной российской верфи АПЛ, северодвинские корабелы в своем активе имеют и другие поводы для гордости.

Первая в мире ракетная

Первой в мире подводной лодкой, оснащенной баллистическими ракетами, стала дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) 611-го проекта (он предназначался для действий в океане). Для этого модифицировали и сам проект, который стал именоваться В-611, и корабль, чтобы разместить ракеты, удлинили рубку. Во время испытаний в Белом море баллистическая ракета, запущенная с борта подлодки, успешно поразила заданную цель.

Первая в мире ракетная серия

На "Севмаше" были построены первые в мире серийные ракетные подлодки. Серия сформирована в 1957 году из ДЭПЛ проекта АВ611. На подлодке были установлены две баллистические ракеты. Пуск производился из надводного положения.

Самая быстрая и дорогая

АПЛ проекта 661 "Анчар" стала первой в мире подлодкой, получившей корпус из титанового сплава -– очень дорогого для своего времени. Весьма большие даже на фоне остальных АПЛ затраты дали подлодке имя "Золотая рыбка".

Максимальная скорость движения в подводном положении зафиксирована во время испытаний 18 декабря 1970 года. На глубине в 100 м была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/ч) - это был мировой рекорд для АПЛ.

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника.

Самая глубоководная

Уникальными качествами обладал и спущенный на воду 9 мая 1983 года знаменитый "Комсомолец". Двухкорпусная АПЛ из титанового сплава могла погружаться на глубину до 1,25 тыс. м, что делало ее недосягаемой для противника. Сама же подлодка имела на борту торпедные аппараты специальной конструкции, которые позволяли производить торпедные залпы на больших глубинах.

Лодку использовали для экспериментов в области глубоководных погружений. Также она принимала участие в учениях флота, несла боевую службу.

Самая большая в мире

Самая большая в мире АПЛ сошла со стапелей "Севмаша" в 1980 году - это был "Дмитрий Донской", тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 "Акула". На предприятии специально для производства подлодок этой серии был построен отдельный цех.

Корабль проекта 941 - многокорпусный: внутри легкого корпуса находится пять прочных обитаемых корпусов. Внешне атомоход напоминает две соединенные вместе подлодки.

Длина "Донского" составляет 172 м, ширина - более 23,3 м, высота - 26 м (это сравнимо с высотой девятиэтажного дома)

Самая массовая стратегическая

Самой массовой серией подводных лодок стали АПЛ проекта 667А. Первый ракетоносец был спущена на воду в 1966 году, последний - в 1972 году. За долгое время эксплуатации проект претерпел несколько модификаций. Всего на "Севмаше" построено 24 атомохода этого проекта.

В ходе дальнейшего развития проект 667А дал жизнь еще четырем: 667Б "Мурена", 667БД "Мурена-М", 667БДР "Кальмар" и 667БДРМ "Дельфин". С учетом этого количество построенных на "Севмаше" 667-х атомоходов достигает 59, последний из которых сошел на воду в 1990 году.

Единственная серийная с жидкометаллическим реактором

В период с 1976 по 1980 год на "Севмаше" были спущены на воду три подлодки проекта 705К "Лира". Семейство (включая проект 705) предназначалось для уничтожения субмарин противника и не имело аналогов по скорости и маневренности.

Это был единственный в мире серийный проект АПЛ с реактором на жидкометаллическом теплоносителе. Кроме того, на подлодке стояла революционная для своего времени комплексная автоматизированная система управления - управление всей подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта.

Новая страница 6

Гражданские проекты

Основной специализацией "Севмаша" считается выполнение государственного оборонного заказа. Несмотря на это, предприятие реализует и различные гражданские проекты.

"Приразломная"

Самым известным гражданским проектом стала морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) "Приразломная". Ее закладка состоялась в декабре 1995 года - на "Севмаше" были начаты работы по изготовлению четырех блоков кессона. По мере готовности их перемещали на достроечную набережную, где прямо на плаву сваривали в единую конструкцию.

Здесь же, на заводе, на платформу установили все необходимое оборудование и жилой модуль. В общей сложности работы по созданию платформы (включая проводимую в Мурманске балластировку) продолжались почти 16 лет.

"Нептун"

В 1991 году со стапелей предприятия сошла самая необычная для "Севмаша" подлодка - экскурсионный подводный аппарат "Нептун", проект которого под названием "Ихтиандр" был разработан в ЦКБ "МТ "Рубин".

Мини-подлодка имеет около 23 м в длину и почти 3 м в ширину, глубина погружения - 40 м. По каждому из бортов расположены 11 иллюминаторов (из расчета по одному иллюминатору на двух пассажиров).

Испытания "Нептун" проходил в Белом море, с 1992 года работал на острове Антигуа (Малые Антильские острова). Четыре года спустя вернулся в Северодвинск для ремонта и модернизации, в настоящее время выкуплен у "Севмаша" частным лицом.

Лодка-музей

В 2000 году на предприятие была доставлена дизельная подлодка проекта 641Б для переоборудования ее в музей, а в августе 2003 года все работы по данному проекту были завершены, и лодку отбуксировали в столицу. Сейчас она установлена на Химкинском водохранилище, напротив речного вокзала.

Мегаяхты

В 2004 году "Севмаш" подписал контракт на строительство двух мегаяхт по заказу ООО "СК "Балтика", представляющее интересы фирмы Julesburg Corp. Судно предназначено "для отдыха пассажиров, морских прогулок (купания, прогулки на водных мотоциклах, погружения с аквалангом) и сертифицировано для перевозки пассажиров на международных рейсах".

Длина яхты - 71 м, ширина – 11 м, максимальная скорость – 18 узлов, дальность плавания – 8 тыс. морских миль. Экипаж - 14 человек, способна принять на борт до 12 пассажиров.

Рыборазводный завод

В 2001 году необычным заказом для предприятия стало изготовление рыборазводного завода проекта 90778 для SeaWing Inc. (США). Укрупненные модули изготавливались на объединении, а затем на баржах доставлялись заказчику, где уже на месте эксплуатации рыбозавода производилась их окончательная сборка.

Новая страница 6

Интересные факты

Корабль, от дня закладки которого ведется история предприятия, был уникальным по своему замыслу: "Советская Белоруссия" должна была совместить в себе линкор и авианосец, предполагалось, что в ангарах корабля разместятся четыре самолета, которые взлетали бы с помощью катапульты. Дорогостоящий проект не был воплощен в жизнь из-за начала войны.

Единственный на сегодня случай массового пребывания иностранных граждан в Северодвинске относится к периоду сотрудничества "Севмаша" с ВМС Индии. На предприятии проходил ремонт и модернизацию авианосец "Викрамадитья". Кроме того, на "Звездочке" ремонтировались подводные лодки для ВМС Индии, в связи с чем предприятию и городу пришлось обеспечивать пребывание не только членов экипажей кораблей, но и их семей.

На территории предприятия расположен ряд зданий бывшего Николо-Карельского монастыря. В истории России монастырь известен тем, что в 1553 году к его стенам приплыла экспедиция англичанина Ричарда Ченслера, искавшего северный путь в Индию. Экспедиция закончилась приемом у Ивана IV Грозного и приглашением английских купцов и послов в Россию, переданным английскому королю через Ченслера.