Германия и Турция стали единственными кандидатами на право принять чемпионат Европы по футболу 2024 года. Выборы столицы чемпионата Европы состоятся в сентябре 2018 года — через год после определения столицы летних Олимпийских игр 2024 года.
Помимо Германии и Турции чемпионат Европы рассчитывали принять Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия (совместная заявка), Нидерланды и Эстония (футбольные власти страны хотели провести турнир совместно с Россией). Однако со временем остались лишь две заявки. Такой низкой конкуренции в борьбе за право принять европейское первенство не было с 1992 года, когда за него боролись только Швеция и Испания (турнир прошел в Швеции).
Евро-2024 станет третьим в истории турниром, в котором примут участие 24 сборные.
ТАСС рассказывает о предстоящем турнире и особенностях заявок каждой из стран.
Требования УЕФА к проведению турнира
- Матчи чемпионата Европы должны пройти на десяти стадионах.
- Арена, на которой пройдет финал турнира, должна вмещать не менее 60 000 зрителей.
- Два стадиона должны быть рассчитаны минимум на 50 000 человек, три — на 40 000 человек, четыре — на 30 000 человек.
Заявка Немецкого футбольного союза (DFB) выделяется на фоне турецкой. Страна имеет опыт проведения чемпионатов мира (1974, 2006) и чемпионата Европы (1988). С момента предыдущего мирового первенства прошло почти 11 лет, но стадионы в городах Германии находятся в отличном состоянии и принимают матчи самого высокого уровня — за последние 20 лет в этой стране четыре раза были сыграны финалы Лиги чемпионов. Чаще решающие матчи самого престижного клубного турнира в футболе не принимало ни одно государство.
По данным портала StadiumDB.com, в Германии функционирует 101 стадион для профессиональных клубов. 15 арен клубов элитного дивизиона чемпионата страны соответствуют требованиям УЕФА по вместимости. Помимо этого, еще семь стадионов второй Бундеслиги могут принять матчи Евро-2024. Среди них сразу шесть стадионов вмещают более 60 000 человек, а следовательно, в перспективе могут принять финал европейского первенства.
Последний из стадионов, построенных с нуля, был введен в эксплуатацию в 2011 году ("Опель Арена", 34 034 зрителя, Майнц). В том же году была завершена реконструкция домашнего стадиона "Штутгарта" — "Мерседес-Бенц Арены" (60 441). Именно факт того, что в стране больше пяти лет не открывалось новых арен, может сыграть против немецкой заявки.
Преимуществом заявки Турецкой федерации футбола (TFF), как ни странно, может оказаться отсутствие опыта проведения международных турниров с участием сборной. Это произойдет в том случае, если УЕФА поддержит курс по расширению географии турниров, который был принят Международной федерацией футбола (ФИФА), — за последние годы право провести чемпионат мира получили ЮАР (2010), Россия (2018) и Катар (2022). Этот же фактор может сыграть против TFF, если будет решено делегировать организацию турнира более искушенной в этом вопросе стране.
За последние годы у нас по всей стране было построено или строится около 32 стадионов. Таким уровнем инвестиций Турция доказывает, что является одним из мировых лидеров по развитию футбольной инфраструктуры
Впрочем, в активе Турции есть финал клубного европейского турнира — один из лучших в истории Лиги чемпионов (в сезоне-2004/05 английский "Ливерпуль" обыграл итальянский "Милан" в серии пенальти (3:2), уступая после первого тайма со счетом 0:3 — 3:3 по итогам основного и дополнительного времени).
На данный момент в стране 12 стадионов соответствуют минимальным требованиям ФИФА по вместимости и только один способен принять финал — стамбульская арена "Ататюрк", рассчитанная на 76 092 зрителей. В последние годы в Турции активно ведется строительство и модернизация арен. С 2010 года в эксплуатацию было введено шесть стадионов, среди которых "Водафон Арена" стамбульского "Бешикташа", занявшая второе место в рейтинге лучших по итогам 2016 года.
Главная проблема турецкой заявки лежит не в плоскости спортивной, транспортной или другой инфраструктуры — стране могут помешать проблемы с футбольными фанатами и низкий уровень безопасности.
Андрей Михайлов