Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

ДОСЬЕ: История реформирования Российской академии наук

5 июля 2013, 13:12 UTC+3
Поделиться
Материал из 1 страницы

За всю историю Российской академии наук было предпринято несколько попыток ее реформирования. В 1918 году по инициативе Наркомпроса предполагалось преобразовать академию наук в ассоциацию научных учреждений. Против этого выступили ученые, после их личного обращения к Ленину академию решили сохранить, но развить систему научно-исследовательских институтов.

В середине 1920-х над ранее независимой академией наук устанавливается государственный и партийный контроль: в 1925 году академия была подчинена Совнаркому СССР, в 1930 году она была передана в ведение Центрального Исполнительного Комитета СССР, в 1933-м - в ведение СНК СССР. В 1934 году президиум Академии и 14 научных институтов были переведены из Ленинграда в Москву.

Началась организация филиалов и научно- исследовательских баз АН в республиках краях и областях СССР. В систему АН СССР входили около 80 научных институтов, примерно 2000 научных работников. К 1940 году количество институтов составило около 150, а научных работников — около 4000.

Реорганизация Академии наук СССР 1961 года была первой широкомасштабной реформой в области организации советской науки. Ее главным результатом стало то, что академические институты, занимавшиеся прикладными исследованиями, были переданы под юрисдикцию промышленных министерств и государственных комитетов. На нее было возложено руководство развитием естественных и общественных наук. За академией было оставлено методическое руководство наукой, решение фундаментальных научных проблем и разработка самых важных технологических проектов.

В 1964 году Никита Сергеевич Хрущев на пленуме ЦК КПСС выступил с резкой критикой академии, заявив, что "академия наук нам не нужна, потому что наука должна быть в отраслях производства". После отставки Н. Хрущева в числе крупных просчетов ему вменялись также "грубые ошибки" в руководстве научной отраслью.

К концу 1980-х годов научно-технический комплекс СССР занимал второе место в мире по масштабу и реальному потенциалу после США. В советской сфере НИОКР было занято примерно столько же специалистов, как и в США, сопоставима была и доля затрат на НИОКР в ВВП /примерно 2,3-2,4 проц./.

От советской к российской

В ноябре 1991 года указом президента РСФСР на базе АН СССР была образована Российская академия наук.

В результате перехода к рыночным отношениям в начале 90-х годов многие перспективные научные программы и разработки сворачивались или откладывались на неопределенный срок, было резко сокращено финансирование науки. Главным способом выживания российской науки в этот период были поездки за границу для участия в конкурсах на получение научных грантов. С 1990 года число ученых, покинувших страну достигло почти 100 тысяч.

Начиная с этого времени вопросы о необходимости модернизации РАН поднимались постоянно на разных уровнях, но кардинальные решения не принимались.

В 2002 году был принят ряд решений по вопросам перехода страны к инновационному развитию. Президент РФ утвердил график финансирования российской науки до 2010 года. В целях оптимизации структуры академии в 2003 году было в два раза сокращено количество отделений по областям и направлениям науки /с 18 до 9/.

1 сентября 2004 года Минобрнауки одобрило концепцию участия РФ в управлении имущественными комплексами в сфере науки. Предполагалось оставить бюджетное финансирование для очень небольшого количества НИИ /100 институтов/. В ответ президиум академии потребовал отставки министра Андрея Фурсенко, были провели акции протеста ученых. Конфликт продолжался около двух лет. В феврале 2006 года глава Минобрнауки Андрей Фурсенко и президент РАН Юрий Осипов подписали совместную "Концепцию модернизации структуры, функций и механизмов финансирования российской науки". За РАН признали приоритетную роль "в генерации российской научной мысли" и сохранили финансирование НИИ, а академики согласились на постепенное "рыночное" реформирование.

8 декабря 2006 года вступили в силу поправки к закону "О науке и государственной научно-технической политике". Президента РАН, избранного академиками, теперь утверждает президент РФ. Право утверждения устава академии и президентов отраслевых академий перешло к правительству. Также кабинет министров получил возможность устанавливать число академиков, членов-корреспондентов РАН и регулировать размеры их окладов по представлению общего собрания академий.

Реформа РАН повлияла на численность работников организации: в 2006 году были сокращены более 6 проц. бюджетных мест, а в 2007—2008 годах - ещё 14 проц. научных ставок.

В феврале 2007 года правительство разработало проект устава РАН, согласно которому президиум лишался финансовых и административных полномочий, а управлять академией должен был наблюдательный совет, состоящий, в основном, из представителей власти. Правительственный проект не был поддержан академией. 28 марта общее собрание РАН единогласно приняло свой вариант устава, в котором академия получила государственный статус и стала самостоятельным субъектом бюджетного планирования. 19 ноября правительство утвердило устав в версии РАН.

27 февраля 2008 года кабинет министров утвердил программу фундаментальных исследований с финансированием в 253 млрд руб. сроком на пять лет. Академии получили право определять приоритеты научной работы, однако управление денежными потоками было передано координационный совет в составе представителей исполнительных органов власти.

В итоге, с 2008 по 2012 год в ходе реформы РАН ликвидированы 89 научных организаций, 58 организаций научного обслуживания и социальной сферы. Созданы два отделения: глобальных проблем и международных отношений; физиологии и фундаментальной медицины. Повышена зарплата научных сотрудников академии наук.

Реформа от Минобрнауки

24 марта 2013 года министр образования Дмитрий Ливанов заявил о неэффективности РАН, предложив создать альтернативную организацию из "ученых дееспособного возраста". В ответ академики Жорес Алферов и Владимир Фортов вышли из общественного совета при Минобрнауки.

27 июня 2013 года правительство рассмотрело и одобрило законопроект о реорганизации РАН. Глава правительства Дмитрий Медведев поддержал законопроект, заявив, что "РАН давно нуждается в обновлении. Ученые должны прежде всего заниматься наукой и исследованиями". 

28 июня профсоюз работников РАН направил телеграмму президенту РФ Владимиру Путину с требованием обсудить реформу государственных академий. В тот же день правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона о реформе РАН. Документ предусматривал создание общественно-государственной организации "Российская академия наук" с последующей ликвидацией действующих Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. В то же время, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук и Российская академия художеств решением правительства должны были быть переведены в ведение соответствующих федеральных органов. Во всех академиях упраздняется звание члена-корреспондента, и всем академикам и член-корреспондентам присваивается единое звание академика, а также устанавливается трехлетний мораторий на новые выборы академиков.

2 июля Владимир Фортов, глава РАН, направил письмо Владимиру Путину, в котором просил поручить правительству отозвать данный законопроект, т.к. при его подготовке были проигнорированы процедуры общественного обсуждения. Для разрешения создавшейся ситуации академики предложили создать межведомственную рабочую группу в составе представителей правительства, профильных комитетов Госдумы и Совета федерации и РАН.

3 июля на встрече в Кремле с Путиным Фортов предложил перенести рассмотрение законопроекта о реформе академии на осень, а до этого создать согласительную комиссию. Однако глава государства не поддержал это предложение, заявив, что "это было бы возможно, если бы правительство не внесло /документ/ в Госдуму". По мнению Путина, обновление академии должно идти "аккуратно, без рывков, эволюционным путем". Глава государства обратил внимание на "одно из ключевых положений законопроекта - создание Агентства, которое должно управлять имуществом /академии/ и, по сути, взяло бы на себя одну из ключевых функций - назначение директоров академических институтов, по сути, в значительной степени оценки их деятельности". Путин предложил Фортову совместить должность главы РАН и руководителя Агентства по управлению имуществом академии. 5 июля академик принял это предложение.

Также Путин предложил создать внутри Совета при президенте по образованию и науке новую структуру для назначения директоров институтов и распределения средств. Одновременно президент выступил за глобальный аудит управления имуществом РАН. Прещидент провел серию консультаций с руководителями академий и ведущими академиками по вопросам реформирования РАН. Состоялись встречи с главой Российской академии медицинских наук Иваном Дедовым, ректором МГУ Виктором Садовничим и академиком Евгением Примаковым, экс-президентом РАН Юрием Осиповым.

3 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект о реформе РАН. За документ высказались представители фракций "Единая Россия" и ЛДПР, "Справедливая Россия" и коммунисты были против. В итоге документ поддержали 234 парламентария при минимуме в 226 голосов.

Реформа академии вызвала резкий протест научного общества. Группа ученых направила руководству страны открытое письмо с резкой критикой законопроекта и отказом вступать в новую РАН, которое подписали 59 человек. Российскую академию поддержали и зарубежные ученые. Нобелевский лауреат, нидерландский физик Герард`т Хоофт направил в Госдуму открытое письмо о том, что ликвидация РАН нанесет огромный вред. С похожим заявлением выступил Нобелевский лауреат по физике Альберт Ферт.

Обсуждение проекта закона сопровождалось митингами и пикетами ученых. Так, 2 июля в Москве прошел первый митинг у здания президиума РАН, 4 июля митинг состоялся в Парке Горького. Затем подобные акции прошли в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. Против рассмотрения законопроекта выступила фракция КПРФ: 3 июля, во время первого чтения документа, коммунисты демонстративно покинули пленарное заседание. Кроме того, КПРФ начала сбор подписей для внесения инициативы о выражении недоверия правительству Дмитрия Медведева.

Для преодоления разногласий были проведены экстренные консультации депутатского корпуса с членами РАН с участием спикера Госдумы Сергея Нарышкина и президента академии Владимира Фортова. В результате на рассмотрение Думы во втором чтении был представлен компромиссный вариант реформы, учитывающий мнение академиков.

5 июля Госдума на последнем заседании весенней сессии приняла во втором - основном - чтении проект закона о реформе РАН. Это решение поддержали 344 депутата, проголосовавших против не было, 1 воздержался. Был решен вопрос об организационно-правовой форме РАН в редакции, предложенной академиками. Принятый во втором чтении документ предусматривает объединение трех академий без ликвидационных процедур, то есть преемственность сохраняется. Академия усиливает свою роль как центральный орган по выработке государственной научной политики и осуществляет академическое управление институтами РАН. Управление имуществом институтов РАН переходит к федеральному органу исполнительной власти - Агентству по управлению имуществом академии. Единоличным исполнительным органом РАН должен стать ее президент, который будет избираться на 5 лет из числа академиков, но не более двух сроков подряд. В течение трех лет сама академия будет принимать решение о переходе членов-корреспондентов в категорию академиков.

По словам президента РАН Владимира Фортова, порядок назначения директоров научных учреждений после проведения реформы государственных академий наук будет трехступенчатым, с демократическими выборами, академическим фильтром и назначением со стороны государства. Сначала коллектив научного учреждения выбирает трех кандидатов в директора. Эти кандидатуры рассматривает сначала президиум РАН, а затем кадровая комиссия Совета по науке при президенте РФ, которая и утверждает одну кандидатуру. После этого новое федеральное Агентство назначает директора и заключает с ним трудовой договор.

Завершить рассмотрение законопроекта и принять его в третьем, окончательном, чтении Госдума планирует осенью.

Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, сумма дополнительных бюджетных ассигнований на реформу Российской академии наук составит более 500 млн рублей.

***

В настоящее время в структуре РАН насчитывается 436 научных организаций. Здесь трудятся около 100 тыс человек, включая 45 тысяч научных сотрудников. К началу 2013 года в РАН числились 511 академиков и 750 членов-корреспондентов. Средний возраст академиков РАН - 70 лет, членов- корреспондентов - 66./ТАСС-ДОСЬЕ/

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама