МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Ассоциация перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП) и Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) попросили вице-премьера Аркадия Дворковича и министра энергетики Александра Новака разработать схему транспортного баланса рынка с планами по вывозу нефти и нефтепродуктов на три-пять лет, сообщает газета "Коммерсантъ".
В письме, имеющемся у Ъ", отмечено сокращение перевозок нефти и нефтепродуктов по железной дороге (в январе-октябре - на 7,3%, до 203,6 млн тонн). Среди причин - эффект налогового маневра в "нефтянке" и уход грузов в трубопроводы "Транснефти". Операторы напоминают, что в РФ один из самых молодых парков грузовых вагонов в мире, так как на их покупку потрачены "огромные средства". Падение перевозок негативно отражается и на вагоностроении. В июньском исследовании ИПЕМ говорится, что спрос на нефтеналивные цистерны остается низким и невостребованность увеличится, когда из-за строительства трубопроводов с железной дороги уйдут более 20 млн тонн нефтяных грузов. Как рассказал "Ъ" президент АСКОП Владимир Прокофьев, на некоторых участках цена транспортировки нефтяных грузов по трубе и железной дороге уже сопоставима. По его словам, у железной дороги есть ряд преимуществ перед трубой, в частности перевозка небольших партий грузов и вывоз нефти и нефтепродуктов, без их смешивания.
Советник президента "Транснефти" Игорь Демин сообщил "Ъ", что перевозчики "фактически предлагают сговор по распределению объемов, на который компания пойти не может". Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отмечает, что у железнодорожных операторов и "Транснефти" доли на рынке определяются на основании их возможностей. Так, например, доставка до конечного потребителя в России почти всегда идет по железной дороге, так как сеть гораздо более развита, а экспортировать нефтепродукты проще и дешевле по трубопроводам, где нет лишней перевалки. При этом, отмечает собеседник "Ъ", предлагаемый баланс - "возврат к госплану", а правительство выступает за рыночную экономику.
Глава Small Letters Виталий Крюков полагает, что регулировать нефтетранспорт "не лучшая идея", к тому же она противоречит закону о конкуренции. Сейчас "Транснефть" строит трубопроводы "Север" и "Юг", и туда явно пойдет переток качественного топлива, замечает он. К тому же, говорит эксперт, государству невыгодно идти навстречу перевозчикам.