7 декабря 2016, 11:31

ДВЖД планирует расширить участок Нерюнгри-Бестужево до 22,4 млн т в год

Прирост объемов дает в первую очередь угледобывающий холдинг "Колмар", разрабатывающий Чульмаканское и Денисовское месторождения

МОСКВА, 7 декабря. /ТАСС/. Дальневосточная железная дорога (ДВЖД, филиал ОАО "РЖД") подготовила инвестиционную заявку на расширение участка Нерюнгри - Бестужево, сообщает газета "Коммерсантъ".

В числе предложений - реконструкция восьми станций, модернизация пути, строительство второго пути на перегоне Аям - Золотинка. Стоимость работ оценивается в 28,7 млрд руб. Результатом станет увеличение провозной способности до 22,4 млн тонн в год.

О необходимости увеличения пропускной способности участка ДВЖД Нерюнгри - Бестужево, куда выходят грузы АО "АК "Железные дороги Якутии"" (ЖДЯ, СП республики и РЖД), заявили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Якутии.

Согласно прогнозам, ЖДЯ перевезет в 2017 году по участку Томмот - Нерюнгри-пассажирская до 6 млн тонн грузов, по итогам третьего квартала показатель составил 3 млн тонн, что на 48,5% больше, чем годом ранее. Прирост объемов дает в первую очередь угледобывающий холдинг "Колмар", разрабатывающий Чульмаканское и Денисовское месторождения: более половины вагонов, передаваемых ЖДЯ ДВЖД, приходится на его продукцию. А холдинг планирует наращивать объемы поставок за счет экспорта в АТР и далее. В 2017 году предприятия "Колмара" предполагают отгрузить в Якутии 5 млн тонн угля, а в 2020-м - уже около 15 млн тонн, говорил ранее гендиректор "Колмара" Сергей Цивилев.

Однако, как отмечает издание, эти планы "Колмара" не учтены в действующей программе развития Восточного полигона РЖД - модернизации БАМа и Транссиба. Она финансируется за счет госбюджета, РЖД и Фонда национального благосостояния, и реконструкции линии Нерюнгри-Бестужево протяженностью почти 210 км в программе нет. Ежегодная провозная способность однопутного участка - чуть более 13 млн тонн, и уже в следующем году ее емкости могут быть полностью заполнены. По прогнозам Института экономики развития транспорта, к 2020 году дефицит мощностей здесь может составить 10,8 млн тонн.

По данным источника "Ъ", близкого к железнодорожной отрасли, шансы на получение финансирования оценивает неоднозначно. С одной стороны, в 2017 году планируется рост инвестпрограммы ДВЖД - до 69 млрд руб. С другой - экономическая ситуация в стране остается сложной, поэтому не исключено, что программа Восточного полигона, срок реализации которой ранее был перенесен с 2017 на 2019 год, из-за сокращения финансирования будет опять сдвинута. Возможность перетока части средств с других направлений БАМа и Транссиба собеседник "Ъ" исключает

В ДВЖД предлагают задействовать альтернативные источники финансирования, в частности республиканского бюджета и производителей, формирующих основную грузовую базу. Якутия уже выделяет 2 млрд руб. на развитие мощностей ЖДЯ - на эти средства в 2017 году будут реконструированы станции Чульман и Нерюнгри-грузовая. Господдержку в виде субсидий на инфраструктуру использует для своих проектов и сам "Колмар": при строительстве Инаглинского ГОКа с привлечением средств из федерального бюджета построен подъездной путь от станции Чульбасс до комбината, а также высоковольтная линия электропередачи с подстанцией. Однако вкладывать свои средства в Нерюнгри - Бестужево "Колмар" вряд ли станет, считает источник "Ъ": опыт "Мечела", потратившего несколько десятков миллиардов рублей на линию Улак-Эльга, а затем из-за проблем с кредиторами вынужденного продать 49% актива Газпромбанку, показал, что частные вложения в инфраструктуру являются "очень неоднозначной историей".