23 декабря 2014, 08:19

Гигантский расписной поднос из Нижнего Тагила признан брендом года в России

Поднос был изготовлен строго в соответствии с технологиями XVIII века, которые разработали Демидовы

ЕКАТЕРИНБУРГ, 23 декабря. /ТАСС/. Гигантский расписной поднос, выполненный нижнетагильскими мастерами по технологии XVIII века, признан одним из культурных брендов года в России. Прямоугольный поднос с городским пейзажем был представлен на XVII выставке-ярмарке народных художественных промыслов России в Москве, сообщила корр. ТАСС председатель комиссии по сувенирной продукции Совета по туризму Свердловской области Людмила Павленко.

"Поднос размером 220 на 154 см был создан мастерами уральского филиала Строгановской академии всего за 1,5 месяца, - сказала она. - Поднос был изготовлен строго в соответствии с технологиями XVIII века. На нем изображена историческая часть Нижнего Тагила, взятая с реальной фотографии. Расписывали поднос четыре мастерицы. Внизу подноса мы указали: "Нижний Тагил - родина российского расписного подноса".

По словам Павленко, гигантский поднос на выставке в Москве выделялся из всей сувенирной продукции. Эксперты признали его сувениром года, а изготовителям предложили подать заявку в книгу рекордов России.

"В 2015 году мы планируем подать заявку для включения символа Нижнего Тагила в книгу Рекордов России в номинации "Самый большой расписной поднос страны", - сказала она.

Как отметила директор свердловского Центра развития туризма Эльмира Туканова, расписные тагильские подносы стали пользоваться популярностью - их подделывают китайские мастера.

"В небольших сувенирных магазинах стали появляться китайские копии наших расписных подносов. Это говорит о том, что сувенирная продукция Свердловской области популярна и пользуется спросом", - подчеркнула Туканова.

Уральская лаковая живопись по металлу возникла в XVIII веке при нижнетагильских заводах. Заводчики Демидовы, будучи главными заказчиками изделий, поощряли и поддерживали развитие лакового промысла. В 1806 году было открыто "живописное училище", в котором готовили из крепостных мальчиков высококвалифицированных мастеров-живописцев.

В Нижнем Тагиле формировались целые художественные династии. Наиболее известные из них - Худояровы, чье имя носит музей подносов.

Начавшийся во второй половине XIX века упадок "лакировального дела" длился более века. Только в середине XX века было принято решение по возрождению и восстановлению уникального промысла.