НИЖНИЙ НОВГОРОД, 21 июня. /Корр. ТАСС Михаил Селиванов/. Добыча песка из русла Волги выросла за 20 лет в три раза и превысила 150 млн кубометров в год. Зачастую работы маскируются под дноуглубительные и ведутся бесконтрольно и незаконно, что приводит к обмелению реки, сообщил сегодня Приволжский транспортный прокурор Тимур Кебеков на объединенной коллегии Приволжской транспортной и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратур.
По его словам, проблема бесконтрольной добычи нерудных строительных материалов, в первую очередь песка, из русла рек Волжско-Камского бассейна и рядом с береговыми линиями в последние годы обострилась.
"За последние 20 лет на территории округа (Приволжского федерального - прим. ТАСС) этот показатель вырос в 3 раза и составил 90 млн кубометров, а по экспертным оценкам реальная добыча песка составила более 150 млн кубометров. Представьте себе, какой объем в нелегальном обороте составляет добыча песка в нашем округе", - сказал Кебеков. Крупнейшими регионами по добыче песка являются Татарстан, Нижегородская и Самарская области.
В надзорном ведомстве подчеркнули, что за прошлый год выявлено более 150 нарушений закона в данной сфере. Незаконная добыча песка в бассейне Волги зачастую "маскируется под проведение дноуглубительных, дноочистительных либо берегоукрепительных работ". Только за полтора года федеральным учреждением "Администрация волжского бассейна" выдано более 700 согласований, из которых более 330 - на проведение дноуглубительных работ.
Незаконная добыча выгоднее
В Башкирии прокуратура пресекла добычу песка под видом выемки наносного грунта на Волге. Там учреждение "Камводпуть" за 2,5 года заключило более 40 договоров на поставку песко-гравийной смеси без лицензии на сумму более 120 млн рублей. В настоящее время правоохранители дают оценку этим действиям. Подобные факты выявлены также в Самарской, Владимирской областях, Удмуртии и других регионах.
"Добыча песка под видом дноуглубительных работ не требует большого количества согласований, а их стоимость в несколько раз меньше приобретения лицензии - около 70 тыс. рублей вместо 500 тыс. рублей за лицензию. Кроме того, дноуглубительные работы не предусматривают уплаты налога. Получается, что такой метод более экономически выгодный", - пояснила начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Приволжской транспортной прокуратуры Екатерина Пересыпина, добавив, что ситуация усугубляется отсутствием должного правового регулирования в этой сфере.
Ущерб экологии и судоходству
Как подчеркнули в прокуратуре, бесконтрольная добыча негативно отражается на состоянии Волжско-Камского бассейна, оказывая существенное влияние на русловой процесс и судовые условия. "Береговая линия или дно реки проседает, а это вызывает понижение ее уровня относительно берега и приводит к появлению все большего количества труднопроходимых мест для судов. Добыча полезных ископаемых рядом с берегом также влияет на судоходство, поскольку вода уходит в образовавшиеся подземные пустоты", - сказала Пересыпина.
Решение этих проблем требует консолидации усилий правоохранителей, отметили в прокуратуре. "Необходимо активизировать работу по выявления случаев незаконной добычи полезных ископаемых, хищений и различного рода злоупотреблений полномочиями представителей органов власти и контролирующих органов в этой сфере", - подчеркнул Кебеков.
Мелководье на Волге наблюдается последние несколько лет. Из-за этого судоходные компании терпят убытки и снижают грузоперевозку. Так, компания "Волжское пароходство", одна из крупнейших судоходных компаний России, по итогам навигации 2015 года снизила перевозку грузов на 11%.
Ранее в Приволжской транспортной прокуратуре отметили, что причинами мелководья на реке Волга, которое наблюдается последние несколько лет и угрожает судоходству, являются наряду с природными условиями и антропогенные - неконтролируемая добыча песка в русле, вырубка лесов по берегам, а также неравномерные сбросы воды на ГЭС.