Банк России продолжает конкурс по выбору городов, которые появятся на новых купюрах в 200 и 2000 рублей. В рамках конкурса, ТАСС начинает серию публикаций, давая жителям городов-кандидатов возможность убедить страну голосовать именно за их город.
Писатель Екатерина Бубнова своим рассказом о Севастополе и Памятнике затопленным кораблям задает эмоциональную планку этой заочной дискуссии.
"Этот памятник – не обычное селфи-мастхэв, хотя и в моем старом альбоме, и в тысячах тысяч других альбомов, я уверена, есть фотография на фоне колонны с двуглавым орлом, по которой любой русский сходу определит, что сделана она в Севастополе.
Эта триумфальная колонна – в память о трагедии и героизме. Стоя на пустынной набережной в будний день, надо закрыть глаза и вслушаться в плеск волн у ее скального подножия, в крики чаек над венценосным собратом, - и увидишь мачты первых затопленных парусников, торчащих из-под воды.
И линкор "Три святителя" - который с пробоинами в днище сутки не уходил под воду, и тогда его расстреляли орудийными залпами. И военных моряков, которых не заставляла плакать смерть, но которые плакали, глядя на это, и стали пехотой, и ушли в окопы бастионов, и почти все на Братском – на другом берегу Севастопольской бухты – вот уже 160 с лишним лет покоятся.
Наверное, это до сих пор кому-нибудь, да странно: что же здесь героического, какой же это триумф, когда погибла, добровольным решением отправлена на дно – целая Черноморская эскадра?! Чего ради такая жертва, ведь она не принесла и не могла принести победы, а всего лишь не позволила вражескому флоту занять российскую бухту?.. "Всего лишь". В этом-то все и дело.
Это триумф духа: больше чем собственную жизнь – дело всей своей жизни – ради этого "всего лишь" отдать.
Это триумф веры – в такие безысходные моменты знать, что твоя жертва обязательна, что она не напрасна, что Победа все равно будет за нами.
Это триумф воли – поэтому наш монумент нельзя называть Памятником затонувших кораблей. Они не тонули бесславно, они были затоплены, чтобы послужить Отечеству, как воины.
Это триумф правды, сколько бы ей ни понадобилось времени на то, чтобы стать очевидной.
Севастополь – один из тех городов России, где каждый камень каждой улицы живой, где очень сильно чувствуется, что у Бога нет мертвых, а у истории нет прошедшего времени, и это самое естественное чувство.
История Памятника затопленным кораблям – про то, что мы готовы отдать за Родину. Не только наши предки, герои двух оборон, но я уверена – как бы ни усмехались от всего уставшие скептики - все мы, сегодняшние.
Зимой 2014 года кто-то из севастопольцев, проплыв по ледяной воде, установил на этом памятнике российский триколор, а после весь мир изменила Русская весна.
В истории, связанной с этим памятником, нет мелочей и случайностей. Есть символы, которые не дают забыть о том, звеньями какой исторической цепи мы являемся, чье дело продолжаем. Установленный в знаковом 1905 году в честь знакового события, невероятным образом уцелевший после страшных бомбежек Великой Отечественной, Памятник затопленным кораблям – именно такой живой символ, который включает генетическую память нашего народа.
Глядя на эту строгую, мужественную, монументальную триумфальную колонну, утвержденную на нерушимой скале над водой и устремленную ввысь, вспоминая, как и чем связаны через этот памятник эпохи нашей истории - понимаешь: здесь – Россия. Была, есть, будет всегда. И это не требует доказательств".