19 июля 2016, 10:24

Музей на месте прачечной: как рассказать историю металлургии в жанре квеста

Музей металлургической промышленности в Череповце. Пресс-служба ПАО "Северсталь"
Музей металлургической промышленности в Череповце

В Череповце открыли вторую очередь Музея металлургии. Как вырваться из парадигмы "три стенда, сто экспонатов" и сделать из "производственной" темы интересный даже детям музей - в репортаже ТАСС

ЧЕРЕПОВЕЦ, 19 июля. /Корр. ТАСС Александр Матвеев/. Вторую очередь Музея металлургической промышленности в Череповце открыли ко Дню металлурга. Первая очередь пользовалась огромным успехом – почти 10 тыс. посетителей за год. Еще недавно в Череповце и подумать не могли, что музей привлечет такой поток гостей.

А начиналось все со старого неприметного здания бытового обслуживания, или попросту прачечной. "Я когда его увидела впервые, подумала: "Музей надо делать только здесь", – вспоминает один из авторов проекта, советник гендиректора дивизиона "Северсталь Российская сталь" Людмила Гусева.

"Поначалу, когда мы начали заниматься новым музеем, ветераны нас не очень поняли. Они были убеждены, что музей такой компании не должен быть в здании бывшей прачечной. А я увидела его и сразу поняла, что лучше места не придумать: построенное из промышленного кирпича, тут рядом завод, от одного нахождения здесь создается ощущение, что ты на производстве, – воспоминает Людмила. – Когда мы все сделали, ветераны, конечно, признали, что мы угадали, но чего нам это стоило – целые делегации приходили и говорили, как мы не ценим историю завода, музей которого должен располагаться в мраморном здании как минимум в центре города".

Поначалу ветераны нас не очень поняли. Они были убеждены, что музей такой компании не должен находиться в здании бывшей прачечной. Когда мы все сделали, ветераны, конечно, признали, что мы угадали, но чего нам это стоило – целые делегации приходили и говорили, как мы не ценим историю завода, музей которого должен располагаться в мраморном здании как минимум в центре города
Людмила Гусева
советник гендиректора компании "Северсталь Российская сталь"

Как говорит сейчас Людмила, идея музея буквально созрела в ноябре 2014 года. К тому моменту о месте, где будет храниться своеобразная летопись Череповецкого металлургического, на заводе мечтали не меньше 10 лет. Были мысли и совместного музея с химиками, активно работающими в Череповце, но все понимали, что у градообразующего предприятия с солидной историей просто не может не быть такого места, куда каждый мог прийти и вспомнить о том, с чего все начиналось.

"Ветераны нас активно просили возродить музей, потому что тот, который был, там уже, что называется, "мыши пол проели". Но делать музей, в котором будет три стенда и сто экспонатов, нам казалось не интересным. Если делать, то нечто, что станет точкой притяжения, – вспоминает Людмила. – Мы поняли, что нам нужна привлекательная изюминка для туристов. Мимо Череповца проходят сотни кораблей, и далеко не все пристают. Череповец – это однозначно промышленный город, соответственно, когда люди проезжают мимо и видят панораму завода, все хотят его посетить. Но пустить всех на завод мы просто-напросто не можем".

И металлургам все удалось. Открывшийся в июле 2015 года первый этаж музея, рассказывающий об истории металлургии и самого ЧерМК, стал тем самым местом притяжения туристов. По итогам 2015 года Череповец обогнал Великий Устюг по числу приезжающих в него путешественников. Родину Деда Мороза в прошлом году посетили 145 тыс. человек, а Череповец – 220. И не удивительно, общие инвестиции в новый музей оцениваются в 240 млн рублей.

Впрочем, все это – лишь начало, говорит Гусева и приглашает нас пройти по "короткому" маршруту музея, который обычно занимает около полутора часов. Хотя в среднем посетители проводят здесь по 4-5 часов, а с временем на фото и ответами на вопросы – почти полноценный рабочий день. 

История, которую можно потрогать

Начинает экскурсию автор одного из образовательных проектов, которые уже работают в музее, – специального детского квеста "Железо на английском" Анна Максимова. "Первое железо, которое попало в руки человека, было не земного, а космического происхождения, – начинает на входе в один из четырех залов экскурсовод. – Перед нами метеорит – железо из космоса. Но, поскольку космического железа людям было недостаточно, на помощь приходит родная земля, и кузнецы начинают искать железо, по сути, у себя под ногами".

"Раньше на территории нашего края железную руду находили в болотах", – говорит Анна и указывает на стеклянный пол, под которым создан импровизированный водоем. Если не обратить внимания, можно поймать себя на мысли, что ты едва не промочил ноги. "Здесь мы видим характерный красный оттенок, это нам говорит о том, что внутри есть железная руда", – продолжает специалист по истории.

К экскурсии подключается Людмила: "Всем, кто говорит, что завод загрязняет реки, я отвечаю, что ржавыми они у нас были всегда, задолго до появления комбината, именно потому, что в регионе много железа, и таким образом оно находит выход на поверхность".

"Возьмите кисточку, мы сейчас будем искать предметы в четырех регионах, каждый из которых внес свою лепту в развитие мирового железа. Китай – первооткрыватели чугуна в мире", – берем в руки кисть и пытаемся как бы смести с монитора песок. Несмотря на стеклянную преграду, под напором кисти песчинки поддаются и расступаются, открывая взору наземную мину. Экскурсовод просит гостей встать в линейку сбоку от очередного монитора.

"Когда мы создавали музей, мы хотели предоставить возможность каждому буквально прикоснуться к истории и настоящему металлургии, именно поэтому у нас так много интерактивных возможностей, которые по-хорошему вовлекают гостей в тот или иной производственный процесс", – снова берет слово Людмила и резко замолкает, оглядывается по сторонам, услышав звонкий удар в глубине музея. Анна, улыбаясь, торопится ее успокоить: "Все в порядке – это силомер".

Одного из гостей экскурсовод просит встать напротив встроенного в стену еще одного монитора: "У нас каждый гость может примерить на себя настоящие доспехи". Несколько технических приготовлений, и один из посетителей уже в импровизированной примерочной: "Перед вами три популярных вида доспехов – кольчуга, пластинчатый и комбинированный". Доли секунды, и на экране уже наш спутник в виде средневекового воина. "Оценить амуницию во всей красе не получится, в реальном воплощении такие доспехи весили шесть килограммов – и это еще самый легкий вариант", – говорит провожатый.

Мастерство сталеварения

"Ни одна, даже самая пламенная и эмоциональная речь экскурсовода не заменит гостю возможности прикоснуться к искусству. Мы убеждены, что только с помощью игры наши гости смогут унести из музея максимум", – снова подключается к экскурсии Людмила Гусева и просит нас подойти поближе к первой в музее игре – как сварить сталь. Окружаем монитор, на котором изображена печь, и пытаемся вникнуть в тонкости искусства сталеварения. "Для начала нужно купить все, что нам пригодится. Выбираем руду, уголь, есть кирпичи, значит нужна будет и глина. Каждый раз кузнец ломал печку, чем будем ломать? Правильно, ломом. Еще четыре позиции нам нужно докупить", – подсказывает гостям экскурсовод. "Молот, наверное?" – неуверенно подключается один из посетителей музея. Анна кивает: "Верно, молотом-тупицей отбивали шлак. Но денег на него нет. Мы можем их заработать, ответив на 8 вопросов".

"Первый вопрос: рога и веретено у якоря куются отдельно или из единого куска железа?" – читает Анна. Несмотря на то, что вариантов ответа всего два, в глазах гостей видно явное замешательство. "Может быть, из одного", – прорывается сквозь тишину голос одного из посетителей. "Выбирайте ответ. Отлично, из единого – это правильный ответ, нам дали 50 копеек", – хвалит гостя Анна и продолжает. "Назовите первый агрегат для получения железа – волчья яма или домница? Конечно, волчья яма, так называли первый агрегат", – поясняет экскурсовод. Еще четыре вопроса, и у нас есть необходимая сумма, докупаем молот, дрова, чтобы развести печь, и огниво.

"Давайте начнем. Пожалуйста, перенесите поленья в печь. Теперь будем закладывать сырье. Кузнецы чередовали уголь с рудой, чтобы под температурой, которую давал уголь, восстановить железо. Теперь нужно поджечь. Мы взяли кирпичи, чтобы закрыть печь – внутри горна должна быть высокая температура. Закрываем, замазываем глиной. Далее в сопла вставлялись меха, и мастер-поддымыш нагнетал воздух. Целый день плавки давал до 50 кг железа, – напоминает гостям Анна. – Железо получили, теперь нам надо его достать. Берем лом, рушим кладку. Но железо у нас пока со шлаком, с окалиной, мусором, поэтому необходимо его молотом отбить. Под ударами шлак отлетал, а железо оставалось. Таким образом получали железо из болотной руды". Гостям предлагают продолжить – сделать из железа клинок, якорь и так далее.

Стальная броня для страны

Игра позади, а мы уже в следующем зале. Впервые идея строительства завода в Череповце пришла в голову политическому деятелю начала XX века Сергею Кирову. В пользу будущего города металлургов были три явных аргумента: железная дорога, водная система, а также непосредственная близость к промышленным Москве и Санкт-Петербургу. "Впервые об идее строительства завода Киров говорит Сталину в 1933 году, но почему-то тогда Сталин не загорелся этой идеей. По иронии судьбы Кирова через год убивают, а Сталин через 5 лет, выступая на последнем съезде партии большевиков, озвучил уже свою идею: "Необходимо создание стальной брони для нашей страны", – рассказывает экскурсовод Анна, подчеркивая, что от идеи до первого чугуна прошло ни много ни мало 20 лет.

Тогда еще никто в городе не понимал, что такое чугун, особенно пожилое поколение, так вот бабушки подумали, что у нас построили завод, на котором изготавливаются чугунки - котелки для каш

По ее словам, когда дело коснулось непосредственно начала строительства, Сталин показал трубкой на место между Череповцом и Вологдой и произнес: "Я как-то в Вологде был в царской ссылке, места понравились мне, пусть в Череповце заводу быть, пусть там сойдутся угли Печоры и руда Заполярья".

С курьезом связан и момент, когда в Череповце получили первый чугун. Кстати, этот день и считается официальным днем рождения комбината. "Тогда еще никто в городе не понимал, что такое чугун, особенно пожилое поколение, так вот бабушки подумали, что у нас построили завод, на котором изготавливаются котелки для каш. И, когда бабушки пришли посмотреть на эти чугунки, одна из них, по рассказам старожилов, увидев два чугуновоза, подумала, что это большой котел для каши, и кричит: "Посмотрите, какой большой будет у нас в городе производиться чугун, из такого мы накормим кашей весь город", – передает воспоминания очевидцев Анна.

Первая сталь

Еще шаг, и мы уже в 80-х, где нас встречает крупнейшая в Европе доменная печь №5 – последняя комсомольская стройка у нас в городе. "Строили целых шесть лет. Как думаете, сколько весит одно кольцо доменной печи? Так вот, по рассказам ветерана-очевидца – 250 тонн", – рассказывает экскурсовод.

Через проход – дань памяти мартеновскому цеху. "Его история сегодня практически завершена, такое оборудование осталось, пожалуй, только на Магнитке. Все знают, этот способ производства стали со временем стал неэффективным. Но мы помним, что именно с его помощью в свое время были достигнуты самые значимые наработки по качественной стали, особенно стали для военно-промышленного комплекса", – подхватывает приглядывающая за нами Людмила.

По ее словам, передать атмосферу комбината было бы невозможно без воспоминаний тех, кто был причастен к его созданию. "Чтобы их услышать, достаточно просто снять трубки телефонов", – указывает советник гендиректора на встречающие нас в следующем зале аппараты. Все они разные и когда-то принадлежали руководителям ЧерМК. "Снимаем трубку, можем пообщаться с ветераном – директором завода. Слушать истории можно часами", – берет одну из трубок Анна и протягивает в толпу.

Подумать только, за всю историю комбината государственных наград удостоены 7 тысяч его работников. Фамилии каждого из них занесены в электронную доску почета. "Достаточно просто ввести фамилию и выбрать конкретного человека – вам сразу покажутся подразделение, должность и список наград. Книга постоянно пополняется новыми лицами", – резюмирует экскурсовод.

Завод "как есть"

Ни один День металлурга в Череповце не проходит без подарков. К очередному празднику металлурги приготовили гостям вторую очередь музея. На нее ушел целый год. За это время организаторам музея удалось с помощью современных технологий воссоздать всю производственную цепочку комбината. "Чтобы посмотреть все звенья производства кокса, достаточно взять планшет и навести его на производственную схему, на экране тут же появятся всплывающие подсказки", – рассказывает экскурсовод.

На соседнем стенде – интерактивный конвертер, в котором чугун путем окисления кислородом превращается в сталь. "Опускаем его, начинается плавка, подается кислород, поворачиваем на другой бок и начинаем разливать сталь", – поясняет сопровождающий. Еще левее – интерактивная лупа, перемещая которую по воссозданной схеме электросталеплавильного цеха, можно рассмотреть любое подразделение производства, притом в натуральную величину.

Покидаем производственную площадку и попадаем в специальный уголок, где каждый гость может узнать все о профессиях, задействованных на комбинате. "Достаточно подойти ближе, и ты услышишь рассказ представителя каждой конкретной профессии о том, чем он занимается каждый день. Мы убеждены, что лучше наших работников о профессии никто не расскажет", – демонстрирует возможности стенда с технологией направленного звука советник гендиректора дивизиона.

Гордость металлургов – металлоториум, который авторы музея называют местной "территорией смыслов", на которой посетители могут узнать все о химических и физических свойствах железа в игровой форме. Специально для этого с помощью педагогов каждый сможет поставить не один десяток опытов.

А еще таблица Менделеева в полный рост, городское кафе со стенами из настоящего мха, настоящая лабораторная установка для исследования сплавов и возможность виртуально оказаться практически в любой точке завода – с фотографией на память. Все это – часть новой экспозиции музея металлургической промышленности, которую гостям еще только предстоит увидеть.