22 августа 2016, 12:00

Кричи, чтобы победить: как в новосибирской школе фехтования растят олимпийских чемпионов

Новосибирские фехтовальщицы Юлия Гаврилова и Любовь Шутова принесли России золото и бронзу на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Репортаж ТАСС — о школе, где их научили фехтовать и… кричать

НОВОСИБИРСК, 22 августа.  /Корр. ТАСС Алексей Стрелец/. Юлия Гаврилова и Любовь Шутова завоевали свои медали в командных соревнованиях на саблях и шпагах соответственно. Юлия — золото, Любовь — бронзу. Для сибирской школы фехтования, одной из сильнейших в стране, эти олимпийские награды стали первыми с 2004 года, со времен выступлений легендарных олимпийских чемпионов Григория Кириенко и Станислава Позднякова.

Корреспондент ТАСС побывал в новосибирском Центре спортивной подготовки по фехтованию и выяснил, почему медалей не было так долго и как воспитывают чемпионов сегодня.

"Забавная девочка" и путь к чемпионству

Центр фехтования расположился в самом конце длинного, узкого и извилистого коридора стадиона "Спартак" в центре Новосибирска. Стены коридора выкрашены голубой краской, над головой мигают тусклые лампочки, пол под ногами неприветливо поскрипывает. Кажется, точно так же скрипел он и 17 лет назад, когда по этому коридору в секцию фехтования пришла нынешняя олимпийская чемпионка Юлия Гаврилова.

Забавная девчонка была. Ходили они с подругой. Я от них как-то потребовал при ударе кричать: в поединке эмоции должны быть, в удар надо эмоции вкладывать. Поэтому кричи, показывай, что они есть. Они сначала стеснялись, что-то тихонько скулили, а потом начали на весь зал кричать.
Борис Писецкий,
заслуженный тренер России по фехтованию

— Забавная девчонка была, — вспоминает заслуженный тренер России Борис Писецкий. — Ходили они с подругой и работали вместе. Я от них как-то потребовал при ударе каждый раз кричать. Спрашивают, зачем? Я объясняю, что в поединке эмоции должны быть, в удар надо эмоции вкладывать. Поэтому кричи, показывай, что они есть. Они сначала стеснялись, что-то тихонько скулили, а потом начали на весь зал кричать.

Гаврилова прогуливала тренировки, порывалась бросить фехтование, но стала в конце концов олимпийской чемпионкой.

— Преодолела себя, — пожимает плечами Писецкий. — Это тяжело. Это ведь только со стороны кажется: что тут такого, в фехтовании не бегают, не плавают, не дерутся, оружие не тяжелое. А попробуйте достичь того уровня, на котором фехтуют на Олимпийских играх. Не всем дано.

Гаврилова, достигнув этого уровня и выиграв олимпийское золото, решила покинуть сборную. Последними нынешние Игры могут стать и для завоевавшей бронзу Любови Шутовой, констатирует Писецкий. Кто придет им на смену, пока сказать трудно. "Спросите меня об этом не в начале олимпийского цикла, а хотя бы за год до Олимпиады. Сейчас я не могу этого сказать, фехтование — непредсказуемый вид спорта", — говорит тренер.

Соперников уравнивает оружие

Вид спорта действительно непредсказуемый. Увидеть у ребенка склонность к нему не могут не только родители, но часто даже и тренер, утверждает директор Центра спортивной подготовки по фехтованию Алла Жданова.

— Бывает такое, что у ребенка явно талант, он начинает заниматься, через год блистает на местных соревнованиях, а потом выясняется, что это его потолок. А бывает, наоборот, человек занимается пять-семь лет, ничего особенного не показывает и вдруг выстреливает, — говорит она.

Фехтовальщики достигают своего или природным талантом, или упорством и трудолюбием. Но лучше, если у спортсмена есть и то и другое. Виртуозная техника владения саблей или шпагой крайне важна, но многие европейские мастера Средневековья и эпохи Возрождения, из сочинений которых в значительной мере проистекает современное спортивное фехтование, говорят в своих трактатах о некоем творческом подходе, отношении к поединку как к танцу, сценическому действу, участники которого не держат себя в рамках ряда заученных приемов.

— Здесь даже физическая подготовка не столь важна. У нас происходит поединок, как и в борьбе, например. Но если один борец явно физически сильнее другого, он имеет преимущество. Здесь же есть оружие, которое уравнивает людей разной комплектации. И побеждает тот, кто больше трудился и умеет быстрее соперника соображать. Раздолбаев тут не любят, — объясняет Писецкий.

После Олимпиады ждут девочек

Сейчас в Центре фехтования учатся быстро соображать около 300 детей и подростков. Активно интересуются этим видом спорта как мальчики, так и девочки, говорит Алла Жданова. "Год на год не приходится, где-то набираем мальчиков побольше, где-то девочек. Всплески, конечно, случаются после Олимпиад; вот сейчас, после побед Шутовой и Гавриловой, уже заметно — родители приводят девочек. Когда выступал Поздняков, были мальчики", — отмечает директор центра.

Причем поток не слишком ослабевал и в неудачные для новосибирских фехтовальщиков годы Олимпиад. Сибирская школа фехтования прославилась в 90-е — начале 2000-х, когда ведущими спортсменами были саблисты Григорий Кириенко и Станислав Поздняков. Тогда новосибирцы стали победителями чемпионатов мира девять раз за 20 лет, чего не удалось достичь ни одному из российских центров фехтования. Но Олимпиада-2004 в Афинах стала последней, откуда прославленные фехтовальщики привезли медаль. Череду неудач удалось прервать только в Рио-де-Жанейро.

— Две Олимпиады, в Пекине и Лондоне, прошли неудачно для нас. Но дело тут не в мастерстве спортсменов. Просто начались перемены в российском фехтовании, сменился менеджмент, сменились тренировочные программы. Две Олимпиады мы жили в этом переходном периоде, и вот сейчас это приносит плоды, — отмечает Писецкий.

Олимпийские победы, уверены в Центре фехтования, должны быть и в Токио в 2020 году. Главная проблема связана не с мастерством спортсменов и тренеров, а с инфраструктурой — небольшой зал на "Спартаке" не в силах вместить всех желающих заниматься, а открывшийся весной современный Центр фехтования ситуацию до конца не исправил. Спортивный объект площадью около 5,2 тыс. квадратных метров, оснащенный тренировочными залами и бассейном, расположен на окраине Новосибирска, и добираться до него удобно далеко не всем.

Сейчас региональная Федерация фехтования рассчитывает на другую спортивную площадку, которую планируется построить на улице Военной в центре города на частные средства. Землю для нее, говорит Писецкий, уже выделили — дело за инвестором.