14 октября 2016, 07:12

"Пушки и якорь похожи на то, что мы искали": на дне Каспия обнаружили корабли Петра I

У берегов Дербента дайверы РГО исследуют суда времен Персидского похода

КАЗАНЬ, 12 октября. /Корр. ТАСС Алексей Угаров/. Дайверы Русского географического общества (РГО) во время последней экспедиции обнаружили ряд важных находок на дне Каспийского моря. 

ПЕРСИДСКИЙ ПОХОД

Персидский поход 1722–1723 годов — поход русских армии и флота в юго-восточное Закавказье и Дагестан, принадлежавшие на тот момент Персии. Успехи русских войск во время похода вынудили Персию заключить 12 (23) сентября 1723 года в Петербурге мирный договор, по которому к России отошли Дербент, Баку, Решт, провинции Ширван, Гилян, Мазендеран и Астрабад.

От проникновения в центральные районы Закавказья Петру I пришлось отказаться, так как летом 1723 года туда вторглись османы, опустошившие Грузию, Армению и западную часть современного Азербайджана. В 1724 году с Портой был заключен Константинопольский договор, по которому султан признал приобретения России в Прикаспии, а Россия — права султана на западное Закавказье. Позднее в связи с обострением русско-турецких отношений российское правительство с целью избежания новой войны с Османской империей и заинтересованное в союзе с Персией, по Рештскому договору (1732) и Гянджинскому трактату (1735) возвратило все прикаспийские области Персии.

С 20 сентября по 2 октября 2016 года экспедиция под руководством председателя регионального отделения РГО в Татарстане Дмитрия Шиллера обнаружили на дне Каспийского моря у города Дербента окаменелые обломки кораблей, в том числе якорь и пушку.

По словам Шиллера, по внешнему виду находки могут иметь прямое отношение к кораблям времен Персидского похода Петра I.

"Мы не можем утверждать, но пушка и якорь похожи на то, что мы искали, в том числе по наросту раковин и окаменелостей", — пояснил Шиллер. Он уточнил, что для подтверждения гипотезы должны быть проведены научные исследования.

"Нам очень хочется туда вернуться, мы не имели возможности поднимать находки, могли только фотографировать, но мы сумели определись перспективные места для поиска кораблей", — сказал Шиллер. По его словам, в 2017 году поиски продолжатся. 

"Самое главное, что мы нашли точки, где предположительно лежат суда, и мы знаем, где нужно проводить исследования, — подчеркнул руководитель экспедиции. — Я предполагаю, что в этом месте не одно и не два судна, а больше, потому что там на дне характерное плато размером 50 на 50 метров, по моим прикидкам, обломки кораблей лежат в два-три слоя".

"В Казани для Персидского похода построили 200 кораблей"

По словам собеседника агентства, для продолжения работ на Каспии членам РГО необходимо решить ряд вопросов с оформлением документации, позволяющей вести археологические раскопки и поднимать на поверхность предметы, необходимо оборудование и средства.

"Если все удачно сложится, я думаю, было бы уместно совершить еще одну экспедицию в июне следующего года, исходя из погоды, но пока это только планы", — подчеркнул Шиллер.

Руководитель экспедиции не скрывает, что поездка на Каспий была согласована с историками Татарстана, которые хотели бы видеть часть найденных на морском дне экспонатов в казанских музеях. Детали затонувших галер могли бы украсить в том числе музей Адмиралтейской слободы, поскольку затонувшие суда были построены местными мастерами.

"Мы и не торопимся, мы хотим, чтобы наше научное сообщество (из Татарстана. — Прим. ТАСС) включилось в эту работу, чтобы мы имели право все это поставить в Адмиралтейскую слободу, в музей", — сказал Шиллер. По его словам, находки могли бы наглядно представить, что Казань в петровскую эпоху была одним крупным промышленным центром России. "В Казани было построено для Персидского похода 200 кораблей на территории Адмиралтейской слободы, здесь, в Казани было собрано огромное количество разных специалистов", — пояснил председатель отделения РГО.

"Петр I лучшие флоты громил"

По мнению Шиллера, Каспийское море у берегов Дербента является кладезем для археологов, поскольку оно не изучено историками, хотя здесь с античных времен было оживленное судоходство. К тому же наличие погранслужбы РФ не позволило разграбить акваторию "черным археологам".

"Каспий — уникальное место, с античных времен до новейшей истории там проходил серьезный промышленный трафик, по этому пути шли суда, тонули и все это законсервировано морем, — сказал Шиллер. — Я считаю, что для ученых Дагестана это может стать новым интересным направлением для исследований, я уверен, что мы еще не раз удивимся тем, что там может быть найдено и поднято", — добавил он. По словам Шиллера, море у берегов Дербента, где проходили суда, очень коварно.

"Море там очень неспокойное, оно мелкое, и поэтому любая волна там становится неожиданной и очень крутой, еще одна сложность — резкие смены погоды, — пояснил Шиллер. — Именно поэтому там погибли корабли Петра I, а ведь на них были подготовленные моряки, Петр I лучшие флоты громил", — добавил председатель РГО Татарстана.

В ходе поиска затонувших судов дайверы РГО погружались не глубже 15 метров, однако видимость у морского дна была чуть больше метра и аквалангистам приходилось работать практически на ощупь. Сильный ветер и волны усложняли поиски. "Высокая волна на море держала людей в постоянном напряжении, наши надувные лодки возвращались на берег полными воды, — сказал Шиллер. — Если вечером в лагере мы ложились спать при хорошей погоде, то ночью приходилось вставать и несколько раз крепить лагерь по-штормовому, потому что палатки сдувало", — отметил он.

Обнаруженные дайверами якорь и пушка лежали на поверхности дна, что, по мнению Шиллера, лишний раз свидетельствует о том, что в акватории не проводилось поисков в том числе и "черными археологами". "Там пограничники, вся акватория находится под защитой погранвойск, нас самих выпускали в море только в определенные часы", — подчеркнул руководитель экспедиции.