Глеб Соколов – самый прославленный новосибирский альпинист. Среди россиян ему принадлежит рекорд по количеству восхождений на семитысячники Памира и Тянь-Шаня – 35. Он – единственный новосибирец, бывавший на вершинах самых высоких гор мира - восьмитысячников, в том числе Эвереста.
На главный обывательский вопрос, зачем вообще ходить в горы, альпинисты отвечают неохотно.
"А зачем люди садятся за руль гоночного автомобиля? Зачем люди прыгают с парашютом? - говорит Глеб Соколов, - Это адреналин. А если для человека это становится образом жизни, он вообще без этого не может. Как профессиональный военный может служить всю жизнь или уходит после отставки в частные военные компании или в иностранный легион. Он по-другому не может, вот и мы не можем".
"Это опасно? Так ведь и через дорогу переходить опасно, – вторит ему президента фонда поддержки альпинистских программ "Эверест-2018" Игорь Леонтьев. – И на дорогах люди гибнут. Просто когда вы переходите через дорогу, вы соблюдаете определенные правила, чтобы подвергнуть себя минимальному риску. Так и мы – соблюдаем определенные правила. Это риск, но риск контролируемый".
Контролируемый риск
Умение жить в коллективе, говорит Соколов, одно из главных качеств, необходимых альпинисту. "Есть люди талантливые и даже гениальные, но в коллективе они работать не могут. Это важнее даже, чем крепкое здоровье и физическая подготовка. Потому что, если здоровья тебе не хватит, ты это поймешь в какой-то момент и уйдешь сам. Но лучше ведь уйти так, чтобы оставить о себе добрую память, чем так, чтобы тебя постарались поскорее забыть", - отмечает Соколов.
Другие необходимые в этом виде спорта черты – собранность, внимательность и острый ум. Альпинизм – интеллектуальный спорт, говорят его приверженцы, и недаром в советское время, когда он был популярнее, новосибирская школа, добивавшаяся впечатляющих результатов, в значительной степени была представлена научными сотрудниками институтов Академгородка.
Действительно, на маршруте нужно быть максимально собранным, постоянно следить и принимать решения, куда поставить ногу или вбить крюк. Да и в многообразии самих крюков, карабинов, веревок различного назначения нужно разобраться. "Важно, чтобы, как говорится, руки из нужного места росли", - подчеркивает Соколов.
Для тех, кто давно ходит в горы, восхождения - уже не просто возможность получить адреналин или достигнуть каких-то спортивных результатов, а образ жизни. "Это накладывает отпечаток на все, что меня окружает, - признается Глеб Соколов. - Дома вокруг повсюду лежит снаряжение и напоминает о себе, фотографией я увлекаюсь - в основном, горные пейзажи снимаю".
Эльбрус по интернету
Большинство тех, кто гибнет в горах, говорит Леонтьев, – из числа неподготовленных новичков, которые, не оценив важности технической подготовки, идут в горы за романтикой. В советское время работали соответствующие службы, и порядка в этом вопросе было больше. Сегодня любой желающий может купить ботинки, кошки и ледоруб и пойти, к примеру, на Эльбрус.
"Мы их постоянно встречаем, и для нас это в некотором смысле головная боль. Потому что они вроде никому ничего не должны, но когда что-то случается, напрягаемся и корректируем свои планы мы", - подчеркивает Леонтьев.
В прошлом году, вспоминает он, на леднике Большой Актру в горах Алтая в трещину упал 15-летний подросток. Ему повезло - пролетев несколько десятков метров, остался жив. Доставали парня из трещины шесть часов профессиональные альпинисты, вместо того, чтобы отдыхать и готовиться к своему восхождению, которое на следующий день не состоялось.
"Принцип сарафанного радио. Кто-то где-то рассказал, что поднимался куда-то, и они решили, что тоже пойдут, - объясняет Леонтьев, - Интернет такими историями полон, и это тоже фактор, который влияет на количество таких романтиков. На любой форум заходишь – "Расскажите, как на Эльбрус зайти?". И отвечают все подряд, как совершить восхождение на высшую точку Европы".
"Это точно, диванных альпинистов хватает", - кивает Соколов.
В России в горах ежегодно гибнет 40-50 человек, только на Эльбрусе около десяти. Большинство из них, подчеркивает Леонтьев, как раз из неподготовленных новичков, переоценивающих свои возможности.
Возрождение федерации
Впрочем, в современной России интересующихся альпинизмом гораздо меньше, чем в СССР. Дело здесь не в том, что люди стали менее активны, а в появлении множества альтернатив в виде парапланеризма, горных лыж или сноубординга.
"Если все это резко запретить, конечно, альпинистов станет больше, потому что людям нужно куда-то девать энергию и удовлетворять потребность в адреналине, - отмечает Соколов, - но делать этого, конечно, не надо. Пусть люди занимаются тем, что им нравится".
Новосибирской областной федерации альпинизма и скалолазания всего пять лет – до того, говорит ее председатель Олег Макаров, после распада СССР эти виды спорта находились в полном упадке, пока группа профессиональных альпинистов не взялась их восстанавливать. Сегодня в федерацию входят уже около 100 человек, недавно запущен сайт, призванный стать главной профильной информационной площадкой, а в ближайшие годы должна появиться и тренировочная база со скалодромом.
"Мы начали все это восстанавливать. Сейчас занимаемся допризывной подготовкой, и ребят, которых мы обучаем, потом с удовольствием берут на службу в горно-стрелковые части, потому что базовые навыки обращения со снаряжением и передвижения по различным видам рельефа у них есть", - рассказывает Макаров.
Такие практики в виде обучающих модулей федерация распространяет и на всех желающих. Например, навыки лавинной безопасности не будут лишними для горнолыжников, да и просто передвижение по городским улицам в гололед становится безопаснее, если уметь ходить по леднику.
Эверест к юбилею
Есть у федерации и грандиозные планы по восхождениям. Фонд "Эверест-2018", который возглавляет Игорь Леонтьев, планирует в 2018 году совершить командное восхождение на Эверест, приурочив его к 125-летнему юбилею Новосибирска. Команда уже сформирована, а ее тренером стал Глеб Соколов.
Сейчас спортсмены готовятся к восхождению на высшую точку планеты, не прекращая разыскивать спонсоров. В следующем году, делится планами тренер, планируется поездка на Тянь-Шань, где команде предстоит сложное высотное восхождение, призванное не только стать тренировкой для участников, но и сплотить их, научив доверять друг другу.
"Тут как на войне, пошел бы ты в разведку с человеком или не пошел, – сравнивает Леонтьев. – Потому и вопрос о коллективе так важен. От того, кто идет с тобой в связке, зависит твоя жизнь, точно так же как его жизнь зависит от тебя. Как можно идти на гору, не доверяя партнеру по связке?".
В команде, костяк которой составляют новосибирцы, 16 человек. Все они – альпинисты с так называемым "высотным" опытом, то есть, опытом восхождений на высочайшие вершины мира. Подобные командные восхождения - особенность советского и позднее российского альпинизма.
"На Западе так почти не ходят - обычно два, три, четыре человека, - говорит Леонтьев, - а большие группы, которые неделями пробивают сложный стенной маршрут, это уже наше, отечественное".