Итальянские ученые поделились новой технологией, которая уже признана сенсационной

Мастерская реставрации резных икон и деревянной скульптуры в Русском музее. Руслан Шамуков/ ТАСС
Мастерская реставрации резных икон и деревянной скульптуры в Русском музее
На конференции "Наследие, наука и технологии" зарубежные реставраторы рассказали о новом методе, который может существенно помочь изучению древнерусских икон и деревянных фигур

Власти Италии только через пять лет после окончания исследований разрешили обнародовать технологию, которую представил итальянский ученый-реставратор Тьерри Раделет в Петербурге на конференции "Наследие, наука и технологии". 

Конференция состоялась 15–16 ноября в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. На ней ученые разных стран поделились новыми технологиями восстановления объектов искусства. Так, известный французский реставратор Мишель Меню рассказал о новейших неинвазивных (не требующих вмешательства в структуру предмета — прим. ТАСС) методах исследования произведений искусства, приведя пример использования этих методов в реставрации картины Леонардо да Винчи "Иоанн Креститель", проходившей в прошлом году.

"Картина — это не только образ. Она имеет измерения. Вам необходимо сделать стратификацию измерений [картины]: подготовительные слои, различные слои живописи и те слои, что исчезли с поверхности картины на протяжении веков. Проблема том, что с произведениями вроде картин Леонардо мы не можем взять образцы. Мы не можем даже подумать об этом. Поэтому нам надо развивать неинвазивные технологии для понимания стратиграфии картины, получения знания о ее создании", — рассказал Меню.

Метод, применявшийся при изучении картины Леонардо, основывается на анализе различных химических элементов, содержащихся в красках: марганца, меди, железа. С помощью специальных методов ученые бесконтактно могут определять не только структуру картины, но и время ее написания, найти места поздних реставраций и даже отличить подлинник от подделки — в том случае, если в структуре картины найдены элементы, которые не использовались художниками в предполагаемое время создания произведения.

Изучение святынь

Главной сенсацией конференции организаторы называют выступление итальянского ученого Тьерри Раделета. Он впервые представил аудитории результаты исследований одной из главных святынь города Лукки "Святой лик Иисуса".

Этот образ считается нерукотворным, и, по легенде, прибыл в Италию из Византии в эпоху Средневековья. Сегодня святыня почти полностью почернела от времени, но исследователям удалось создать виртуальную модель того, как распятие выглядело на момент своего создания.

"Поскольку реставрация невозможна, так как это — святой предмет, мы сделали виртуальную реконструкцию этого произведения, которая позволила понять, как выглядело это произведение при его создании. При помощи рентгеновского излучения мы смогли увидеть все те цветовые решения, которые были на кресте. На самом деле крест красный с некоторыми украшениями, а вот само тело Христово было светло-голубого цвета", — объяснил Раделет.

Раделет подчеркнул, что в ходе работы был применен широкий спектр техник, не разрушающих произведение искусства, — микрофотография, инфракрасное и рентгеновское излучения, флуоресцентное излучение. Работа была завершена пять лет назад, но только сейчас власти Италии официально разрешили исследователю о ней рассказать.

Модератор конференции историк Федерика Росси считает, что использованные в работе над Луккским распятием методы могут помочь в изучении древнерусских икон и деревянных фигур.

Российские разработки

На конференции были представлены проекты российских исследователей, например, мобильная исследовательская лаборатория — совместный проект Минкульта РФ и Русского музея.

Своим мнением об изобретении с ТАСС поделился замминистра культуры Олег Рыжков. Он сказал, что для огромных пространств России мобильная лаборатория "незаменима", так как до объектов культуры, нуждающихся в реставрации, необходимо "добираться с современными методами исследования, современными приборами".  

По словам завотделом технологических исследований Русского музея Сергея Сирро, представившего проект в своем докладе, эта лаборатория в будущем не только позволит изучать и реставрировать удаленные объекты культурного наследия, но также может быть использована для исследования повреждений произведений искусства в зонах ЧС и боевых действий.

"Очень важной функцией мобильной лаборатории является функция помощи реставраторам при техногенных катастрофах, природных катастрофах, последствиях боевых действий. Реставраторы обычно выезжают первыми, а мобильная лаборатория со своим оборудованием может оказать им огромную помощь в этом", — отметил он.

Также на конференции представлены разработки специалистов Санкт-Петербургского государственного университета в области виртуальной реставрации.

На пользу, а не во вред

В своих докладах исследователи затронули тему рисков и опасностей. По словам Федерики Росси, сейчас ученые активно дискутируют о том, как максимально корректно применять технические достижения и не вредить при этом культурному наследию.

"Все понимают, что те анализы, которые делаются до того, как реставрировать произведение, — это большой сдвиг вперед в области реставрации. Но применение уже непосредственно в материальной реставрации новых технологий вызывает очень много вопросов", — сказала она.

"Не всегда новые материалы хорошо работают со старыми. Из-за этого очень важен архив реставраций, которые были проведены. Именно тот опыт соединения старых материалов с новыми — что работало, что не работало — помогает понять, как поступить, чтобы реставрацию не дереставрировать, у нас есть и такие казусы", — пояснила Росси.

Международное сотрудничество

Идея международного сотрудничества в деле сохранения культурного наследия была основной темой всех обсуждений. Как отметил Мишель Меню в своем выступлении, "культурное наследие не имеет границ".

Руководитель департамента управления исследованиями и научной политики гендирекции наследия министерства культуры Франции Паскаль Льево представил собравшимся проект E-RIHS, объединяющий 16 европейских стран.

Его идеей является объединение научной инфраструктуры разных стран для кооперации исследований в области сохранения культурного наследия по всему миру. США и Бразилия присоединились к проекту в качестве наблюдателей.

"Мы, конечно, были бы очень счастливы, если бы Россия приняла участие, по крайней мере на данном этапе этого проекта, в качестве наблюдателя", — подчеркнул Льево. 

Константин Крылов