Крутой подъем начинается метров через 300 от места, где Большая севастопольская тропа уходит в сторону моря от Ялтинской трассы, и туристу нужно попотеть, чтобы его пройти.
— Это стоит того, сейчас сами все поймете, — говорит Андрей Ивашков, когда мы останавливаемся перевести дух.
Андрей Ивашков — ответственный секретарь Федерации альпинизма и скалолазания Севастополя (ФАиС) и спасатель Центра обеспечения мероприятий гражданской защиты Севастополя. Он один из тех, кто принимает участие в создании Большой севастопольской тропы.
С ним мы идем по одному из участков тропы — от Ласпинского перевала до Балаклавы. По словам Ивашкова, этот отрезок считается одним из самых живописных.
Первая достопримечательность на нашем пути — это развалины наблюдательного пункта начала XX века, хотя происхождение этого объекта вызывает споры. Некоторые считают эти развалины храмом святого Ильи — по этой причине здесь среди камней видны несколько православных крестов, сделанных из веток деревьев.
— Раньше здесь был наблюдательный артиллерийский пост, построенный еще при царской России. На самом деле храм святого Ильи на Ильяс-Кая находится, там только фундамент остался, — заверяет наш гид.
Большая севастопольская тропа — новый туристический проект, придуманный в ФАиС. Она объединяет восемь последовательно идущих туристических маршрутов общей протяженностью 130 км. Маршрут проходит мимо знаменитой Форосской церкви, Инкерманских штолен, монастыря Шулдан, крепости Чембало, древней римской дороги.
По словам автора идеи создания тропы президента ФАиС Юрия Круглова, прохождение маршрутов по силам любому неподготовленному туристу, и каждый из них рассчитан на однодневный пеший поход. Тропа пролегает от Бельбека до Балаклавы по всем ландшафтным участкам, характерным для Севастополя и Крыма, имеет степные и горные маршруты, проходит как по внутренней гряде гор, так и вдоль моря.
Проект реализуется по заказу Главного управления культуры Севастополя как один из приоритетных в сфере туризма. Для него разработано восемь паспортов. До конца нынешнего года здесь установят маркировочные столбы, информационные таблички и входные группы — информационные щиты в начале и конце каждого из участков.
Кроме того, планируется создать офисы туристско-информационных центров, в которых можно будет получить путеводители, заказать проводника, взять в прокат оборудование, а в будущем году будет проводиться паспортизация вспомогательных маршрутов.
Птичья гора, или Куш-Кая
Куш-Кая, что в переводе с тюркского означает Птичья гора, — это то, ради чего стоит преодолеть затяжной крутой подъем в начале пути.
Отсюда, с высоты 664 м, открывается море до горизонта, вид на Ильяс-Кая (гору святого Ильи), чуть ниже которой в небо устремлены "пальцы" знаменитого Храма солнца — природного "стоунхенджа", считающегося местом силы, где туристы загадывают желания. А за спиной между гор — Байдарская долина, которая утром из-за лежащего в ней тумана кажется молочным озером.
Гор с названием Куш-Кая в Крыму три: ласпинская, еще одна — на Бабуган-яйле, где расположена и самая высокая крымская вершина Роман-Кош, и около Нового Света. Ласпинская не самая высокая, но скалы здесь почти отвесные, и от высоты захватывает дух.
На вершине Куш-Кая на краю обрыва двое парней-спидфлаеров с небольшими парашютами-крыльями готовятся к прыжку. У обоих на шлемах маленькие видеокамеры, такие же камеры примотаны скотчем к обуви. Спидфлаинг — это такой вид спорта, скоростной полет со специальным крылом очень близко к рельефу.
— Чем ты ближе к скалам летишь, тем лучше и интереснее, — объясняет один из них, Александр Деев. — Я в Севастополе живу и летаю почти каждую неделю. В зависимости от погоды мы перемещаемся, ищем погодные окна. Вот как раз сейчас дожидаемся идеальных условий для полета. Идеальные — это нужно, чтобы был либо штиль, либо в лицо ветер 1–3 метра в секунду. Пока дует в спину. Если хотя бы стихнет чуть-чуть, можно будет улететь. Иногда нужно по несколько часов ждать.
Александр говорит, что на эти полеты съезжаются экстремалы со всей России: из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Красноярска.
— Да, по тропе много народу ходит, — добавляет он.
Мыс Айя — вид на Севастополь
От вершины Куш-Кая тропа ведет на мыс Айя, точнее на самую его вершину — гору Кокия-Кая, что означает Синяя гора. Под ней — место, названное Затерянным миром, потому что попасть туда можно только по морю. Но сверху Затерянный мир — это глубокое ущелье с отвесными скалами. С Кокия-Кая открывается вид на Севастополь и вход в Балаклавскую бухту. А на самой вершине горы расположена заброшенная советская воинская часть.
— Здесь проходят альпинистские маршруты. Мне рассказывали, что альпинисты вылезали наверх, а тут их военные собирали и отправляли в комендатуру, — говорит наш гид Андрей Ивашков. — Был случай, когда вылезли, жара была страшная, они к солдату: "Пить!" Тот сбегал, целое ведро воды принес, но потом все равно — в комендатуру.
Кругом много следов диких животных. По словам Ивашкова, здесь можно встретить кабанов, а на других участках тропы — и оленей, и косуль.
С вершины Кокия-Кая он показывает, как дальше пролегает маршрут.
— Тропа дальше уходит от моря, но потом снова к морю поворачивает. Следующая видовая точка — это так называемая "Полка", отсюда ее хорошо видно. Ну а потом — путь на Балаклаву.
Только на одном этом участке тропы от Ласпи до Балаклавы находится более десятка видовых точек и достопримечательностей. Например, здесь можно увидеть одну из средневековых гончарных печей.
На подходе к Балаклаве находится "Бочка смерти", нависающая над обрывом. Название распространилось благодаря легенде, появившейся в 60-е годы прошлого века, о том, что фашисты сбрасывали с этой бочки пленных советских бойцов. На самом деле это наблюдательный пост Южного Балаклавского форта — системы оборонительных сооружений, построенных в годы Первой мировой войны. Их история берет начало еще со времен Крымской войны (1853–1856).
Неподалеку от "Бочки смерти" находится одна из самых ярких достопримечательностей и символов Балаклавы — генуэзская крепость Чембало, первое упоминание о которой датировано 1343 годом.
Кокия-Кая — это примерно треть 18-километрового участка тропы, ведущего в Балаклаву. Мы решаем отсюда вернуться к месту нашего старта по одному из радиальных маршрутов. Тем временем наш проводник рассказывает о том, как создается Большая севастопольская тропа.
— Старые туристические маршруты, которые были еще в советское время, мы пытаемся восстановить с 2012 года, тогда была начата первая маркировка. А уже после воссоединения с Россией президент ФАиС Юрий Круглов представил правительству Севастополя идею создания Большой севастопольской тропы, и она была поддержана, — говорит Ивашков.
По его словам, активное участие в работе принимают волонтеры, которые и дальше намерены сотрудничать с правительством Севастополя по воплощению в жизнь этого проекта.
Андрей Мединский