— Разве это зубы? Это какой-то мох, а не зубы. Сделай прям настоящие динозавровые зубы. И чешую! — Ольга Посух увлеченно помогает второкласснику создавать персонаж. Так сразу и не скажешь, что она вовсе не мультипликатор, а кандидат биологических наук, научный сотрудник Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН. Уже два с лишним года Ольга вместе с командой единомышленников учит школьников новосибирского Академгородка создавать мультфильмы и любить науку.
Она давно увлекается рисованием научных комиксов, поэтому ожидаемо, что однажды ее посетила идея создать Лабораторию научной анимации. В этом ей активно помогала директор творческого пространства "Цоколь" Лиля Виниченко.
"Мы придумали пилотный проект, запустили экспресс-курс на четыре занятия и сняли "Микроба" — наш первый мультфильм, — вспоминает Ольга. — Он, конечно, — как первый блин, но это даже добавляет ему шарма. Уже тогда помимо съемок у нас были опыты с чашками Петри (в химии и микробиологии прозрачный цилиндрический сосуд с плоской крышкой для выращивания культур — прим. ТАСС), с выращиванием бактерий. Детям страшно все понравилось, и мы решили запустить регулярные проекты на базе "Цоколя"".
Первые мультфильмы завсегдатаи "Цоколя" снимали самостоятельно, а потом в команде появился профессионал — режиссер-мультипликатор Антон Душкин, и дело сразу пошло бойчее. Сейчас в лаборатории есть научный эксперт, художник и даже театральный режиссер — Дарья Шелковникова. Среди взрослых мультипликаторов — сотрудники институтов Сибирского отделения РАН: генетики, физики, математики.
Взрослые страшно завидовали детям, и на базе "Цоколя" быстро сформировалась группа Zhazha ("Жажа") из аниматоров "за 30". Они сняли мультфильмы о генно-модифицированном огурце и животных-супергероях. Обе картины стали победителями фестиваля короткометражного научно-популярного кино Science Short — в 2016 и 2017 годах.
Разговор на равных
Лаборатория научной анимации занимает в "Цоколе" две комнаты. В одной рождается идея мультфильма, персонажей рисуют или лепят из пластилина, а затем "оживляют" на мультипликационном станке в соседнем помещении.
Сегодня ребята анимируют на станке титры и дорисовывают афишу для премьеры — она запланирована на конец января.
— Видишь эту букву? Она какая-то грустная. Давай ее развеселим! — подбадривает маленьких мультипликаторов Посух.
На столах разложены эскизы с изображением персонажей. С левой стороны экрана вслед за рисованным котом постепенно выползают бумажные буквы имен мультипликаторов.
— Эта техника называется бумажная перекладка, — объясняет Антон Душкин. — Бывает, снимаем в пластилиновой перекладке, иногда используем сыпучие материалы и пикселяцию (мультипликация путем покадровой съемки предметов — прим. ТАСС). Кукольную не снимаем, потому что это в объеме нужно делать, а у нас станок для плоскостной анимации.
— Почему "Пиксели" — дурацкий фильм? — процесс перекладки на одном из этапов становится механическим, и девятилетний Илья заводит кинематографический спор с наставником.
— Ну мне не понравился. Я ожидал, что будет смешнее, — отвечает Антон Душкин.
— А мне смешно.
— Я думаю, что этот юмор как раз и рассчитан на младшую аудиторию, поэтому мне и не очень понравилось. Если бы я был твоего возраста, мне бы тоже понравилось. В целом ничего, но пересматривать не хочется.
— А что лучше, первая часть "Оно" или "Пиксели"? — не отстает Илья.
— В плане кинематографического искусства "Оно" — это, конечно, практически культовый фильм. Меня он пугал. Вас вот сейчас ничем не напугаешь, — предполагает Антон.
— Я из-за второй части не мог два месяца спать, — честно признается Илья и возвращается к вращению рисованного кота по часовой стрелке.
"Кристальная история"
Мультфильм, который завершают ребята, называется "Кристальная история". Он про кристалл медного купороса Веню Кристаликова (все имена и топонимы здесь придумывают дети), который не мог найти себе друзей и, покинув родной Кристалоярск, пошел путешествовать по разным городам: Газосибирску, где живут газы, а также Жидкополису и Твердынску, населенным жидкими и твердыми телами соответственно. В мультфильме будут научные вставки про кристаллы, которые можно встретить не только в научной лаборатории, но и в быту: кубик сахара, гипс, тальк, алмаз и его "бедный родственник" графит.
Один из организаторов лаборатории научный журналист Юлия Черная рассказала, что создание мультиков не обходится без адаптированных для детей лекций, опытов и экспериментов от приглашенных экспертов — ученых новосибирского Академгородка. Полученная информация обязательно проигрывается, прорисовывается и пролепливается.
"Лекции получаются минут по 20−30, остальное время мы играем, рисуем и придумываем. И нам обязательно нужен эксперт для того, чтобы мы в своих фантазиях не ушли слишком далеко. Даже для нас бывает неожиданно, что для эксперта важно, а что нет. У нас был мультик про вулканы и эксперт-геолог Иван Кулаков. Он вполне нормально отнесся к тому, что плюмы, из-за которых случаются вулканические извержения, мы изобразили в виде дракона; а потом дети нарисовали в вулканах озера вместо маленьких капелек воды, пришел эксперт и сказал: "Знаете что? Драконы драконами, сказка должна быть, но вот эти огромные озера воды — это не пойдет, надо переснимать". Дети вздохнули, пересняли и на всю жизнь запомнили, что внутри вулканов озер нет", — говорит Юлия.
В мультфильме про кристаллы за достоверность отвечала научный эксперт — химик Алиса Иваненко. Она не только помогла детям вырастить прототип главного героя — кристалл медного купороса, но и рассказала, как спасти его от растворения после посещения Жидкополиса. В итоге по сюжету, чтобы снова собраться в кристалл, Вене пришлось ждать прихода зимы и похолодания.
Слова, на которые не стоит обижаться
Родители мультипликаторов к увлечению детей относятся с большим одобрением, а иногда и сами принимают участие в съемках. Хотя бывают казусы.
"Когда снимали "Точку", родители приходили и спрашивали: "Ребенок вернулся с вашего занятия и говорит очень странные слова. Например, он назвал меня сприггиной". Пришлось успокаивать: "Ничего. Это очень хорошее слово, правильное. Было такое животное, не волнуйтесь"", — с улыбкой вспоминает Юлия Черная.
Со сприггиной и другими первыми животными на Земле ребята познакомились, когда готовили мультфильм "Как точка превратилась во все на свете". Эта семиминутная картина рассказывает об этапах возникновения вселенной и жизни на нашей планете.
— Я чарния, я похожа на растение, но это враки! Я животное, — звонко провозглашает детский голос за кадром.
— А я кимберелла, я ползаю по дну и собираю вкусные бактерии, — продолжает следующий персонаж картины.
— Я сприггина. Я могу вырасти до гигантских размеров, но мне лень. Поэтому я не буду до них вырастать, — признается третий мультипликатор.
Дети на записи не говорят заученный текст, а сочиняют почти на ходу, что добавляет картине ценную непосредственность.
"Самое сложное — это выбрать из того месива, что дети записывают, потому что, конечно, им нужно побаловаться, повредничать, на десять тысяч разных голосов поговорить, пошуршать при этом ногами. То есть большая часть того, что записывается, никуда не годится, это невозможно вставить в мультфильм. Поэтому монтаж требует времени", — говорит Ольга Посух.
"Точка" стала победителем Всероссийского конкурса визуального творчества школьников "Ясный сокол" и вошла в шорт-лист Международного конкурса короткометражных детских фильмов в Торонто (Канада).
Геологом! Если не математиком…
— Мне очень нравится, что проект получился разносторонний. Я-то думала снимать все про биологию, потому что сама биолог. А тут получилось, что у нас есть эксперты из абсолютно разных областей: и физики, и химики, и геологи, и математики — кого только нет. Мы рады любым новым идеям. Я с замиранием сердца всегда думаю, что же новое еще у нас будет, — делится Ольга Посух.
Уже решено, что следующий мультик будет про вирусы, работу над ним начнут весной. Обычно тему в лаборатории подбирают под эксперта.
— У нас есть идеи снять какой-нибудь мультик про сибирскую археологию, много тем по физике. Есть даже надежда, что мы как-нибудь уговорим известного астронома и популяризатора науки Владимира Сурдина поснимать с нами. Мне кажется, это будет прекрасно, но пока не знаем, получится или нет, он все-таки человек занятой. Есть идеи снять мультфильм про трение, почему оно такое разное и откуда берется, филологические мультики. И точно будут молекулярные и генетические, — уверена Юлия Черная.
Сейчас лаборатория снимает в среднем по три мультфильма в год, на создание каждого уходит около 20 занятий.
— Радостно, когда у детей появляется интерес к разным наукам. Один мальчик снимал с нами мультик про вулканы и решил, что обязательно будет геологом. Родители его даже записали в геологический кружок в честь этого. А потом он снял математический топографический мультик и влюбился в математику, сказав, что топография — это именно то, что ему нужно, — вспоминает Черная.
Самому младшему мультипликатору едва исполнилось пять, старшему — 15 лет. Но после прошедшего в лаборатории дня открытых дверей возрастные рамки могут существенно расшириться: научной анимацией всерьез заинтересовались трое 70-летних жительниц Академгородка. Они уже попробовали снять мультфильм про бабочек на лугу и планируют записаться в следующий набор. Им не откажут.
Дарья Решетникова