19 июля 2018, 19:11
Арктика

Жизнь русских матрешек в условиях Крайнего Севера

Юрий Смитюк/ ТАСС
Художник из Анадыря мастерит кукол в традиционных чукотских образах.

Сувениры, которыми славится Чукотка, традиционно сделаны из кости моржа или кита. Однако их стоимость начинается от нескольких тысяч, что не всегда по карману туристам. Сейчас ситуация постепенно меняется, в Анадыре появились мастера, которые делают чукотских матрешек. Продукция одного из них уже начала пользоваться популярностью даже среди коренного населения. Об особенностях народного творчества в условиях Крайнего Севера — в материале ТАСС.

Матрешка от силовика

Алексей Уклеба — бывший сотрудник одной из силовых структур Анадыря. Начал рисовать еще в шесть лет, потом поступил в художественную школу в Комсомольске-на-Амуре. Во время службы не забывал про свое хобби, но полноценно смог заняться им только после выхода на пенсию в марте прошлого года.

"После того как я вышел на пенсию, все стало постепенно ко мне возвращаться, руки просят работы. В семье живет еще одна мастерица — моя супруга Алена. Младшей дочке идет четвертый год, и, чтобы не скучать, жена занялась творчеством. Она местная рукодельница, шьет текстильных кукол, игрушки, занимается декупажем и постоянно участвует в местной ярмарке мастеров. Именно у нее возникла идея раскрашивать матрешки на местную тематику", — рассказывает Алексей.

Семья Уклеба живет на Чукотке практически девять лет. Выезжая в отпуск, они сами столкнулись с проблемой покупки сувениров. Но для себя определились — из разных частей страны привозят матрешек. Поскольку на тот момент подходящей продукции в Анадыре не было, Алексей решил делать их сам.

Заготовками занялась супруга мастера, нужные материалы пришлось искать по всей стране. Первая партия пылилась в шкафу пять или шесть лет. Постепенно на эту деятельность переключился и сам мужчина.

Вдохновение для первых эскизов Алексей черпал из интернета. Все идеи он отправил в местную тематическую группу в одном из мессенджеров, чтобы услышать пожелания и предложения прежде всего от коренных жителей округа.

"По первым работам было много замечаний. Кто-то говорил, что лица слишком хмурые, жесткие, а чукчи на самом деле не такие. Суровых ребят в традиционных одеждах начали критиковать. Я попробовал выяснить, что в них не так, люди обиделись. Но мне удалось убедить их в том, что я готов выслушать и принять конструктивные замечания. После этого мне начали подсказывать, как нужно рисовать тот или иной элемент. Например, заплетенную косу или деталь традиционной одежды. Сейчас к моим работам благосклонное отношение", — рассказывает Алексей Уклеба.

Первый большой заказ на матрешек как раз был от коренных жителей Чукотки. Они покупали новые традиционные сувениры, чтобы дарить их своим знакомым и родственникам по всему миру.

Мастер делает матрешек на основе трех типажей — оленеводов, морзверобоев и чукотских девушек. Каждая работа индивидуальна. Если заказчик хочет чего-то конкретного, определенный типаж или лицо с фотографии, Алексей берет за основу портрет человека, но рисует в своем стиле. Часто образами для новых матрешек служат его подписчики в социальной сети Instagram.

Классика жанра

Мастер — сторонник классической матрешки, прорисовывает всю поверхность изделия. В первую очередь, Алексей стремится отразить свое видение традиционного уклада и внешности чукчей. 

Чтобы найти интересные типажи, художнику приходится иногда даже за ними охотиться. Доходило до того, что в очереди в магазине Алексей видел чукчу в национальной одежде, стеснялся его сфотографировать, поэтому стоял и разглядывал человека, стараясь запомнить каждую деталь. Ходит мастер и на все местные праздники, чтобы подсмотреть детали традиционной одежды и лица коренных жителей. По его словам, в интернете практически нет нужного материала, а чукчами могут назвать любой другой народ. По многим вопросам Алексей консультируется и с местным умельцем, который делает чукотские бубны.

Всего в копилке у мастера 33 матрешки. На каждую уходит несколько дней кропотливой и детальной работы. Эскиз готовится два дня, материал заказывается заранее, а отрисовка занимает еще два дня в зависимости от используемой краски. Акриловые краски сохнут очень быстро, акварель подтекает, поэтому приходится покрывать ее лаками на спиртовой основе. В итоге просушка занимает от 6 до 12 часов между каждым слоем, которых обычно три. Сушит продукцию мастер в подъезде, но с рядом лаков можно работать и в домашних условиях. При этом на Дальнем Востоке необходимых лаков нет, их приходится самолично везти из Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку продаются они только в больших емкостях.

Творческие выходные

По словам мастера, матрешки только одно из его увлечений. В каждой своей работе он находит что-то интересное, поэтому она не становится скучной и однообразной.

"Я всегда выезжал на творческом подходе к любому делу. Не могу отнести себя к числу людей, которые занимаются рутиной, поскольку диапазон моих интересов на сегодняшний день довольно широк. Я занимаюсь юриспруденцией, пою, рисую, а не только разрисовываю матрешек. Сейчас пишу семейный портрет, попробовал расписать бубен. Я постоянно меняю виды творчества, в голове много идей для реализации, и дай бог, чтобы жизни хватило на все задуманное", — отмечает мастер.

Все его работы уникальны, поэтому автор не боится повторов. Каждый раз Алексей берет за основу новые лица, иногда по желанию заказчиков копируя лишь детали одежды. Как художнику для него нет разницы, кого рисовать — чукчу или эскимоса, надо просто поймать в голове образ и видеть, что изображаешь. Результат достигается в основном благодаря акварели, гуаши и акварельным карандашам.

По стопам отца уже пошла средняя дочь. Она окончила музыкальную школу и в 13 лет поступила в художественную. Девочка помогает Алексею в разрисовке матрешек — где-то может подрисовать деталь или помочь с лакировкой изделия.

Сейчас мастер собирает фотографии коренных жителей, чтобы черпать из них вдохновение и новые типажи для творчества. За время службы он объехал весь Чукотский автономный округ, однако не ставил перед собой цели вглядываться в лица местных жителей, поэтому сейчас хочет наверстать упущенное. А через несколько лет художник готов провести свою первую профессиональную выставку.

Недавно портфолио Алексея пополнилось двумя раскрашенными бубнами, на которых изображены ворон и известный чукотский писатель Юрий Рытхэу, а также белый медведь-сирота. С матрешками же гораздо проще, их раскупают так быстро, что они даже не успевают появиться в домашней коллекции мастера.​

Сергей Сысойкин