28 августа 2018, 12:05
Статья

Приехать на фестиваль и жениться. Как марийская культура две пары соединила

До недавнего времени в Сардаял — деревню в Марий Эл — не приезжал никто, кроме бывших местных жителей. Но все изменилось, когда с помощью проекта "Кружок" тут организовали межкультурный фестиваль
Олег Павленко/ ТАСС

Сардаял — деревня в Мари-Турекском районе Марий Эл, где живут 500 человек. Весной сюда приехал образовательный проект "Кружок", чтобы "привнести в забытую деревню нечто новое". Никто тогда не думал, что в результате интерес к деревне появится не только у местных.

Участников "Кружка" — около десяти. Они ездят по небольшим поселениям России и обучают школьников основам программирования, созданию своих проектов, а главное — пробуждают в них интерес к родным деревням, селам, городам, учат находить в каждом что-то уникальное. За год существования участники "Кружка" посетили десять населенных пунктов.

"Сардаял — место, где мы уже были в марте. Местные жители предложили провести здесь фестиваль, и он для нас — это как некая черта, которая может подвести результаты и дать толчок размышлениям на тему того, как нам запустить тур "Кружок 2.0" и как сделать какой-то шаг более глобальный по возвращению в регионы", — рассказал ТАСС один из основателей "Кружка" и организаторов фестиваля в Сардаяле Сергей Нугаев.

Вся деревня встретила гостей

Фестиваль начался 24 августа. Вечером местные жители организовали для гостей большой стол, за которым собрались больше 100 человек из Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Казани и других городов. Каждый сардаялец приготовил что-то традиционное: пелеш (праздничный пирог с крупой и мясом), марийские блины и другие угощения.

Деревенские жители были в национальных марийских костюмах и после ужина под гармонь пели национальные песни и танцевали, при этом любой желающий мог научиться национальным танцевальным движениям. Потом рядом с палаточным городком устроили большой костер, за которым все познакомились. А в завершение вечера устроили дискотеку.

Специально построенный городок

Палаточный городок строили и обустраивали сами жители: поставили палатки, провели электричество, закрепили праздничные флажки и указатели. А основной площадкой фестиваля стала единственная в Сардаяле школа, расположенная в здании 1913 года постройки, и поле рядом с ней. Здесь построили лекционный зал на открытом воздухе, столы для мастер-классов, а сидеть гостям предлагалось на небольших стогах сена.

"Школьникам очень понравилось, они были самыми главными помощниками: готовили флажки, экскурсии по деревне организовали. Они знают очень хорошо интересные места деревни, у нас много родников, есть даже один родник, где домик построили по проекту ученика. Они гордятся этим и с удовольствием участвуют", — говорит директор школы Полина Сорокина.

Священная роща и радушные сардаяльцы

Следующий день для всех начался с утренней пробежки и занятий йогой, а продолжился мастер-классами. Желающие могли спроектировать и сделать скамейку, создать оберег или научиться "слушать поле" — записать коллекцию звуков деревни: крик гусей, петухов, течение речки и т. д. Но больше всего всем понравилось печь национальные марийские трехслойные блины — команмелна. "Мне было очень интересно посмотреть и самому попробовать эти блины. Они очень вкусные, я обязательно попробую их приготовить у себя дома", — поделился Александр из Казани.

Трехслойные блины по-марийски (рецепт на 30 порций)

Тесто для блинов: молоко (теплое) — 3 л; пшеничная мука — 2 кг; соль — 2 ст. л.; сахар — 200 г; подсолнечное масло — 200 г; яйца — 8–10 шт.; дрожжи (сухие) — 30 г. Все ингредиенты смешать, тесто вымешивать до тех пор, пока оно не будет легко отставать от мешалки. Затем поставить в теплое место, чтобы оно поднялось, после чего выпекать. Смесь для второго и третьего слоев готовится из овсяной или манной крупы. Сварить кашицу, в которую затем вмешать по желанию либо сливочное, либо топленое масло или сметану. Затем на блин равномерно выложить второй слой и выпекать. Аналогично готовится третий слой. Подавать горячими с медом, вареньем, джемом или сметаной.

Параллельно с мастер-классами жители деревни провели экскурсию по ее живописным местам с рассказом об истории Сардаяла. Кроме того, представители традиционной религии марийцев сводили гостей в священную рощу, рассказав о том, каким богам поклоняется народ мари, обрядах и их значении.

"Мне было очень приятно пообщаться с молодежью. И им было интересно, что такое марийская религия, откуда народ мари. Мы провели всех по священной роще, объяснили, какие боги у нас, как молимся. Вокруг семь священных рощ, здесь большая энергетика", — рассказал глава общины марийской традиционной религии "Ошмарий-Чимарий" Альберт Рукавишников.Атмосфера гостеприимства

В целом казалось, что вся деревня превратилась в один большой фестиваль. Ее жители дружелюбно приветствовали всех, кто им встречался на пути, охотно рассказывали о себе и своей жизни и приглашали в гости: например, чтобы посетить баню, которая есть здесь практически в каждом доме.

"Такое приятное место здесь, я 55 лет живу в деревне, а его не видела, — отметила Зоя Ильина. — Мы все очень рады фестивалю, не ожидали, что будет так много людей".

На сардаяльцев приезд такого значительного числа гостей, а на фестиваль собралось около 200 человек, произвел большое впечатление. Многие признавались: не ожидали, что будет так интересно.

Внезапно женились по-марийски

Две пары из числа гостей решили сыграть свадьбу по марийскому обычаю, и это стало, пожалуй, самым неожиданным и самым приятным моментом фестиваля. За несколько часов до торжества пары отправились наряжаться в марийские свадебные костюмы и изучать обычаи. Правда, как выяснилось потом, одна из пар уже несколько лет жената. Александр Глумилин рассказал, что три года назад у них с Викой была свадьба, но сыграли ее так скромно, что сейчас очень захотелось жениться снова, только торжественно и красочно.

Свадьба началась с песен под гармонь, под которые невеста в сопровождении местных жителей прошла едва ли не через всю деревню, в итоге дойдя до поля, где был накрыт свадебный стол. Ее встречали жених с караваем и другие гости. После того как невеста попробовала каравай, все приступили к угощению. Приглашены были все: и участники фестиваля, и местные жители.

"Мне кажется, настоящей была эта свадьба. Нам очень понравилось. Большую часть года, пока я учусь, мы живем в Канаде, а на лето приезжаем в Россию, в Москву. Мы никуда не собирались ехать перед отъездом в Канаду, но я узнала про этот фестиваль и поняла, что мы просто обязаны сюда поехать", — рассказала жена Александра Виктория.

Вторая свадьба прошла по такому же сценарию в Доме культуры.

Почему межкультурный

Фестиваль называется "межкультурный" не зря — здесь смешались традиции и новации: лекции о современной архитектуре, образовательных технологиях, иллюстрациях и обучение созданию оберегов и сбору трав для народного чая. Кульминацией такой эклектики стал концерт в спортзале школы, на котором сначала выступил местный фольклорный ансамбль "Олык Мари", а потом популярная российская электронная группа "Самое большое простое число" (СБПЧ).

"Публика приняла нас очень хорошо, все кричали, хлопали, танцевали, даже если не умеют танцевать. Я работаю в ансамбле уже 12 лет, такого приема у нас еще не было, и народу очень много", — призналась участница "Олык Мари" Валентина Чернова.

А на следующий день, в воскресенье, всех ждал мастер-класс по марийскому рэпу, который провела директор школы Полина Сорокина. Она сама зачитала под музыку несколько строчек на марийском языке. Поначалу гости стеснялись участвовать в рэп-баттле — мало кто знал язык, осмелев от веселья и дружелюбия, все выходили, с удовольствием читали рэп и даже придумывали себе псевдонимы типа "MC Рязань".

Домой — с ветерком

В финале фестиваля показали специально снятый документальный фильм про Сардаял, а затем участники собрались в центре деревни, откуда на грузовиках ГАЗ-52 всех отправили к ближайшей деревне Пешенгер, откуда отправлялся автобус до Казани. Провожали гостей тоже дружно — всей деревней, а кто не успел попрощаться, выходили на крыльцо по всему пути следования грузовиков.  

Кто-то приехал на фестиваль своими ходом. Например, Даниил Валеев преодолел 120 км из Казани на велосипеде. "Я всегда езжу везде на велосипеде. Дорога заняла часов семь с небольшим. Узнал про этот фестиваль, мне понравилась сама концепция места, которое in the middle of nowhere ("в середине ничего", англ. — прим. ТАСС), мне это импонирует, решил приехать", — рассказал он перед обратной дорогой.

Зачем это нужно

Как рассказал один из организаторов фестиваля, общественный куратор школы Сардаяла Роберт Федоров, одной из задач проведения мероприятия было показать местным жителям, что есть нового в сфере образования, культуры, искусства. "Вторая цель — показать людям еще неиспорченную глубинку и рассказать им, как живут местные жители, которые еще чтут языческие традиции. Основное же — это организовать диалог города и села, чтобы рождались новые проекты", — объяснил он.

Сергей Нугаев согласен с коллегой, тем более, что он видит высокую востребованность такой работы. За год поездок проекта по России они получили более 80 заявок: как приглашений приехать, так и просьб поделиться опытом. "Мы хотим придумать способ в этом "Туре 2.0", как ответить на эти запросы, чтобы все их закрыть", — объяснил он.

Одобряет работу проекта и власть. Глава Мари-Турекского района Марий Эл Сергей Решетов считает, что "жители таких небольших деревень, населенных пунктов порой чувствуют себя несколько оторванными от какой-то цивилизации, крупных проектов и городов. И когда люди увидят, что к ним приезжают из Москвы, Петербурга, Омска, Казани, они могут почувствовать некую причастность к миру, к кипящей жизни", — сказал Решетов.

Олег Павленко