В Двенадцатиколонном зале открылась выставка "Имперские столицы: Санкт-Петербург — Вена. Шедевры музейных коллекций", подготовленная совместно с венским Художественно-историческим музеем.
Найти пару
Как рассказала накануне открытия экспозиции генеральный директор Художественно-исторического музея в Вене Сабина Хааг, кураторам выставки для исполнения задуманной концепции пришлось выполнить очень глубокую и очень интересную искусствоведческую работу. "Составление пар показывает уровень работы по изучению истории искусства", — отметила она.
На выставке — пейзажи, портреты, сюжеты античных мифов, которые отражают различные направления западноевропейской живописи от эпохи Возрождения до раннего неоклассицизма. Представлены пары к картинам Сандро Боттичелли, Якопо Тинторетто, Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Бернардо Строцци, Франса Халса, Яна Стена, Никола Пуссена и других знаменитых живописцев.
Единство и противоположность
"Благодаря попарно показанным произведениям вы видите братские, сестринские сходства картин. Мы видим, как на берегах Невы и Дуная собирались коллекции, которые включают шедевры разных времен", — сказала Сабина Хааг.
По ее мнению, на выставке надо осмотреть все шедевры, но непременно нужно подойти к портретам Антониса Ван Дейка. В экспозицию вошли его автопортрет из эрмитажной коллекции и портрет Николаса Ленира из собрания Художественно-исторического музея в Вене. "Обе картины настолько изящны, настолько тонко прописаны, что есть смысл сопоставить оба произведения", — отметила она.
50 оттенков черного
На картины Ван Дейка посоветовал обратить особое внимание и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
"Все надо осмотреть. Конечно, надо посмотреть и найти 50 оттенков черного в одном и другом Франсе Халсе — в двух портретах его работы с изображением молодых людей и еще в двух портретах Ван Дейка", — сказал Пиотровский.
Две императрицы
Центральное место на выставке занимают парадные портреты двух императриц — Екатерины II, основавшей Эрмитаж как художественное собрание, и ее старшей современницы Марии Терезии, перенесшей императорскую коллекцию во дворец Бельведер в Вене и способствовавшей систематизации его фондов.
"Екатерина II и Мария Терезия были не очень похожи как женщины, но это два образца знаменитых правящих женщин — великих политических деятелей. Они были очень разные, и здесь они разные: Мария Терезия в черном трауре по своему мужу, который она очень долго носила. У Екатерины совсем другой образ. Но обе они оставили большой след в истории, большой след в искусстве", — рассказал Пиотровский.
Почти как военная операция
Пиотровский считает, что именно имперский дух позволил создать две знаменитые музейные коллекции. "Империи любят собирать искусство, любят им хвастаться. В империи есть и чутье того, что важно для объединения людей, а искусство объединяет", — считает гендиректор Эрмитажа.
При этом, как отметил он, "для того, чтобы собрать хорошую коллекцию, нужны не только деньги — для этого нужен вкус, умение, хорошие помощники — это очень сложная вещь — почти как организовать военную операцию".
Восполнить лакуны
По мнению его австрийской коллеги Сабины Хааг, "коллекция Государственного Эрмитажа во многом близка коллекции венского Художественно-исторического музея — и в том и в другом случае это императорские коллекции, которые после Первой мировой войны перешли государству".
А в современном состоянии они могут послужить своеобразным дополнением друг друга. "Некоторые художники хуже представлены в одном или другом музее, таким образом мы можем восполнить лакуны в коллекциях друг друга", — отметила она, говоря об организации совместных выставок.
Петербург отличается
Выставка шедевров из коллекций двух музеев уже была показана летом в Австрии, но, по словам Пиотровского, петербургская экспозиция немного отличается подбором картин.
Австрийская выставка проходила под названием "Эрмитаж в гостях. Шедевры от Боттичелли до Ван Дейка". И ту и другую выставку совместно посетили президент РФ Владимир Путин и канцлер Австрии Себастьян Курц. "Их посещение свидетельствует о том, как хорошо сотрудничают два музея и два государства", — подчеркнул Пиотровский.
"Надеюсь, выставка в Санкт-Петербурге привлечет такое же внимание посетителей, как в Вене", — сказала Сабина Хааг.
Выставка в Двенадцатиколонном зале открывается для посетителей 5 октября, она будет работать до 13 января 2019 года.
Екатерина Андреева