12 ФЕВ, 14:27

КНДР произвела взрыв ядерного устройства– что дальше?

Мощность взорванного ядерного боеприпаса оценивается в 7 килотонн

Северная Корея еще раз показала, что она готова игнорировать и Совет безопасности ООН с его резолюциями, и самые могущественные державы планеты, включая США, и даже Китай, своего единственного союзника и экономического благодетеля. Сегодня почти в семь утра по Москве Пхеньян провел уже третье подземное ядерное испытание на полигоне Пхунгери у границы с российским Приморьем. Т.е. сделал то, что Северной Корее несколько раз и в самых жестких выражениях было запрещено резолюциями Совбеза, за что против Пхеньяна уже вводили международные санкции и грозили всяческими карами. Чего требовали не делать и Китай, и Россия.

Американские, японские и южнокорейские самолеты сейчас ловят в атмосфере частички пыли и намеки на газ ксенон, которые могли быть выброшены в результате подземного взрыва. Чтобы составить какое-то представление о том, что собственно бабахнул Пхеньян на своем заснеженном и заледенелом полигоне. Пока в Сеуле по магнитуде искусственного подземного толчка пришли к выводу, что речь  идет о ядерном устройстве мощностью в 6-7 килотонн. Не очень большое – на Хиросиму американцы сбросили бомбу в 16 килотонн.

Однако дело не только в килотоннах – Пхеньян объявил сегодня, что успешно испытал миниатюрное устройство большой силы. Намек сделан на то, что он серьезно продвинулся к созданию компактной ядерной боеголовки, которую можно установить на уже имеющиеся в КНДР баллистические ракеты. К тому же из всех трех уже проведенных испытаний сегодняшнее было самым мощным.

Короче, Пхеньян достаточно успешно развивает свою ядерную программу, за которую взялся еще в 50-х годах основатель КНДР генералиссимус Ким Ир Сен. Он еще тогда пришел к выводу, что только готовое к употреблению ядерное оружие будет гарантией сохранения нынешнего строя в стране, самым мощным козырем при общении с внешним миром  

Советские геологи еще в конце 40- начале 50-х годов нашли на севере Кореи приличные запасы урана. В 1956 году КНДР присоединилась к программе Международного атомного центра в Дубне, куда направила на обучение своих специалистов. СССР сотрудничал в этой сфере с северокорейскими товарищами – в 1965 году он построил в КНДР первый небольшой экспериментальный ядерный реактор. Предполагалось, что мирный атом внесет вклад в решение тяжелых энергетических проблем народной республики. В 1986 году был возведен по советскому проекту и заработал в научном центре Ёнбен в 80 км к северу от Пхеньяна реактор на 5 тыс киловатт. Именно он стал основой плутониевой военной программы Северной Кореи, которая сейчас дополнена и урановой.

Что хочет Северная Корея? Она стремится заставить мир признать ее ядерный статус, она хочет быть признана равновеликой США, России и Китаю. Именно поэтому Пхеньян в последнее время старается вести себя предельно солидно. О запусках особо мощных ракет сообщает заранее, с указанием акватории падения отработавших ступеней. И о сегодняшнем ядерном испытании, если верить источникам в Сеуле, КНДР еще 11 февраля, хотя и без особых подробностей, сообщила  Вашингтону, Пекину и Москве.

В Пхеньяне верят, что неуклонное продвижение по пути создания все более совершенных и мощных ядерных зарядов и баллистических ракет в конце концов заставит американцев дрогнуть. И пойти на серьезные переговоры с КНДР – как в свое время с СССР. Пхеньян хочет заключить со Штатами мирный договор, договор о взаимном признании, о гарантиях ненападения, об обмене посольствами и торгпредствами, о полной и навечной отмене всех санкций, о разворачивании всяческой торговли и т.д. И все это может дать, как верят в Пхеньяне, только постоянно нарастающая северокорейская ядерная угроза. 

При президенте Билле Клинтоне США, по некоторым данным, были уже почти готовы точечно ударить по опасным объектам в КНДР, но отказались от этих планов. Дело в том, что у Северной Кореи в отличие от Ирана нет своего Израиля, который бы видел в ней смертельную угрозу своей безопасности. Все соседи КНДР – против силового  решения вопроса. Китай связан с Пхеньяном соглашением о военной взаимопомощи, он обязан его защищать в случае нападения. Нет, конечно, уверенности, что Пекин пойдет на войну с США из-за КНДР, но военный удар по северу Кореи вызовет глубочайший непредсказуемой кризис в регионе. Не поддержит такой вариант и Сеул – столица Юга находится в зоне массированного обстрела с Севера, против него сконцентрированы колоссальные артиллерийско-ракетные силы Пхеньяна. К тому же одним ударом вооруженные силы КНДР из строя не вывести, они будут способны многое натворить. Против военного варианта, вне всякого сомнения, выступит и Япония, а ее американцы тоже не могут игнорировать. О России я даже нет говорю.

Короче, произносятся грозные фразы, принимаются резолюции, а ядерная программа КНДР развивается без особых помех. Американцы, японцы и южнокорейцы не могут решиться даже на настоящие санкции против Пхеньяна – например, попытаться заморозить его банковские счета за границей или запретить КНДР операции с западной валютой.  До сих пор они избегали такой резкой меры, чтобы, как говорится, не загонять пхеньянских товарищей в угол и не толкать их на крайности. Против этого постоянно предупреждает и Китай, без которого тотальные санкции против КНДР невозможны.

Впрочем, только предстоящие дебаты в Совете безопасности покажут, что намереваются делать великие державы с единственной в мире страной, продолжающей ядерные испытания.  

Читать на tass.ru