Египет: история, которая не кончается
Вторую годовщину отставки Мубарака египтяне отмечают акциями неповиновения и протеста против пришедших к власти исламистов с требованиями свержения теперь уже нового режима
Те, кто ровно два года назад ликовал по поводу долгожданной отставки "непотопляемого титана" президента Хосни Мубарака и уже рисовал свое будущее в Стране пирамид в светлых радужных тонах, глубоко заблуждались. Ошиблись и те, кто, в мыслях поделив "награбленное" за 30 лет правления Мубараком и его семьей, надеялся быстро поправить свое материальное положение, и те, кто, ратуя на площадях в дни "революции 25 января" за свободу и демократию, мечтал избавить страну от тирании, бюрократии, кумовства и старорежимного наследия.
Революция, априори, не является благом. Но египетские революционеры образца 2011 искренне верили, что, разрушив до основания старый мир, они построят новое счастливое будущее. Тем страшнее и горше оказалось разочарование, чем больше становится похожа новая власть на прежнюю. Она не только не принесла людям желаемого, но и лишила многих последнего, и теперь пытается навязать свой порядок.
И вполне естественным развитием событий является то, что вторую годовщину отставки Мубарака египтяне отмечают акциями неповиновения и протеста против пришедших к власти исламистов с требованиями свержения теперь уже нового режима.
"В нынешних тяжелых условиях президент Египта Мухаммед Хосни Мубарак принял решение уйти со своего поста и передать власть Высшему совету вооруженных сил", - возвестил вечером 11 февраля 2011 года с экранов телевидения вице-президент АРЕ Омар Сулейман, и страна возликовала от радости, которой не было предела еще два последующих месяца. Каждую пятницу народ праздновал победу, а "Братья-мусульмане", которые 50 лет до этого были "вне закона", успели вскочить на подножку уже уходящего поезда революции буквально в последний момент и начали готовиться к реваншу под названием "завоевание власти любой ценой". В это мало кто тогда верил, особенно, революционная молодежь, возомнившая себя, стоя на баррикадах Тахрира, творцами истории. Но эта самая история совершила оборот и повернулась вспять, но уже на новом витке развития.
Прежних героев политического Олимпа Страны пирамид уже не увидеть. Омар Сулейман, перевернувший за 30 секунд экранного эфира жизнь самой густонаселенной страны, скоропостижно скончался в американской клинике минувшим летом. По поводу его кончины ходило немало мистических слухов, самым правдивым из которых представляется насильственная смерть бывшего главы разведки Египта. Этот человек ушел, так и не дав развенчать ореол загадочности вокруг своей персоны. Бывшие министры, высокопоставленные чиновники и влиятельные бизнесмены, приближенные к самой вершине власти, оказались кто где - одни отбывают наказания за решеткой, другие успели бежать за границу. Вернулась в свои казармы и армия, прекратил по решению президента Мухаммеда Мурси существование и Высший совет. Фельдмаршала Хусейна Тантауи, не без чьей помощи уход Мубарака стал реальностью, отправили на заслуженный отдых. Мавр свое дело уже сделал.
Сам бывший президент, уже переживший суд и приговор о пожизненном заключении за убийства демонстрантов в дни "революции 25 января", теперь готовится к новому судебному процессу, по тому же самому делу, потому что так пожелал его преемник на посту главы государства. Но теперь у адвокатов экс-президента появились новые козыри в руках. По просьбе их подзащитного они собирают досье на события минувших дней, когда страна, отмечая вторую годовщину революции, погрузилась в хаос и новый виток беспорядков и столкновений с полицией. Как подсчитали противники нынешних властей, за три дня - в период с 25 по 28 января этого года - в протестах в разных городах Египта погибло больше людей, чем за первые дни собственно революции 2011 года. И кто же виноват теперь в этих смертях? Обвинить приспешников сидящего за решеткой Мубарака у исламистов уже не получается, хотя такие попытки активно предпринимаются до сих пор. Накануне генпрокуратура поспешила заявить, что Мухаммед Мурси не причастен к гибели протестующих у президентского дворца "Аль-Иттихадия", в центре египетской столицы, в Суэце, Порт-Саиде. Тем не менее, за то же самое Мубарак получил пожизненное заключение.
Новые власти, умело спекулировавшие достижениями революции все эти годы, дискредитировали себя. Согласно последним данным опроса общественного мнения, проведенного накануне, только за минувший месяц популярность Мурси упала на 10 проц. Лишь 53 проц удовлетворены его работой на посту главы государства, причем, в наибольшей степени не довольны президентом молодое поколение, а также респонденты с высшим образованием. При этом, как показал опрос, если бы президентские выборы состоялись сейчас, то Мурси поддержали бы всего 39 проц избирателей.
Но данные статистики, даже если они абсолютно верны, не очень волнуют нынешние власти. Исламисты уже достигли самого главного - поставили своих людей практически во всех институтах власти. И тем символичнее выглядит тот факт, что именно сегодня, во вторую годовщину смены режима, пройдут выборы верховного муфтия страны. Нынешнего, уходящего в отставку 61-летнего Али Гумаа, известного своими либеральными взглядами и весьма здравомыслящим подходом к жизни, должен сменить один из трех кандидатов, и наиболее вероятно, что победит выдвиженец "Братьев-мусульман". Противостояние "Аль-Азхара", крупнейшего исламского центра на Ближнем Востоке, из стен которого выходят видные и авторитетные богословы и имамы, и "братьев" в Египте уже ни для кого не секрет. Тем не менее, до последнего момента именно "Аль-Азхар" служил неким сдерживающим фактором и своего рода препятствием для победного шествия исламистов по Стране пирамид. Эти рубежи преодолеваются один за другим.
Об экономике страны говорить уже и не приходится. Два года страна, не работая, жила благодаря наследию системы, выстроенной за 30 лет Мубараком. Ресурсы, однако, уже исчерпаны. Золотовалютных резервов, тающих с каждым днем, подобно айсбергу в пустыне, хватит на два месяца. Цены, отпущенные на свободу, растут, как на дрожжах, налоги, поборы и взимания увеличиваются, дотации стремительно сокращаются, инфляция наступает. Национальная валюта - египетский фунт, оставшийся без поддержки центробанка, падает. Возродился ликвидированный порядка 10 лет назад черный рынок. Цифры о повышении зарплат и пенсий, ничем не подкрепленные, красиво выглядят лишь на бумаге. Худые кошельки населения толще не становятся. Напротив, люди обозлены и напуганы - политической, экономической ситуацией, к которой еще добавилась и опасная криминогенная обстановка в стране. Вовсю процветают и крепнут пока только религия и дорвавшиеся, наконец, до власти, исламисты. А вот копты /египетские христиане/, опасаясь гонений, бегут из страны, в том числе и в Россию.
И, главное, в этих условиях в государстве никто ни за что не хочет больше отвечать. Все боятся и чего-то ждут. Новой революции?