Коварность промилле: от «абсолютного ноля» к допустимой погрешности
Ни в одной стране мира пока не научились делать «непогрешимые» алкотестеры
До 8 июля этого года Минпромторг, МВД, Минздрав и Росстандарт должны выработать оценку пределов допустимой погрешности приборов для освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения. Такое поручение этим ведомствам дал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Закон о нулевом показателе содержания алкоголя в крови водителя – как его называют «абсолютный ноль» - был принят два года назад по инициативе Медведева, который тогда был президентом России. Сейчас многие автолюбители и эксперты настаивают на возвращении старого порога - 0,3 промилле. Есть даже мнение, что этот показатель как раз и стоит заложить в «допустимую погрешность». Ну, в крайнем случае, снизить его до 0,2 промилле. Аргументов «за» - более чем достаточно.
Вот, например, в международной Конвенции о дорожном движении - четко говорятся, что каждое государство должно установить свой норматив алкоголя в крови: не более 0,5 промилле. В большинстве европейских стран действует как раз этот показатель. Есть, конечно, «смелая» Великобритания с ее 0,8 промилле, но для России ставить такую планку слишком рискованно. Не в обиду будет сказано, но многие в нашей стране ограничительные нормы трактуют как разрешительные.
Есть еще один аргумент, чтобы допустимая погрешность была на уровне 0,2-0,3 промилле - считается, что в этом случае удастся избежать коррупции. Интернет пестрит рассказами блогеров, которых абсолютно трезвыми (по их утверждению) останавливали сотрудники ГИБДД, но алкотестер инспектора показывал больше 0,3 промилле. А дальше выбор: или суд и лишение прав, или «договоримся на месте».
Наконец, у противников «нуля» есть еще один аргумент. «Пьяные» аварии составляют только 7% в общем объеме ДТП. Гораздо больше аварий - 20% - из-за плохого состояния дорог. Просто пьяные ДТП – наиболее резонансные. Поэтому, по данным соцопросов, более 80 процентов граждан на первое место ставят как наиболее реальную угрозу для себя и для своих близких - водителей, находящихся в состоянии опьянения.
С некоторыми из этих аргументов можно согласиться. Другие – спорные. Тот же зарубежный опыт весьма неоднородный. Во многих странах существует полный запрет употребления алкоголя за рулем. Например, в Швеции, Финляндии, Норвегии, Эстонии, и других. Вряд ли кто всерьез будет утверждать, что дорожная полиция тройки скандинавских стран использует это обстоятельство как повод к коррупции. Видимо, дело тут не в формальных показателях алкотестеров.
Может, там приборы без погрешностей? Конечно, нет. Ни в одной стране мира пока не научились делать «непогрешимую» технику. Ни в одной стране мира нет людей с одинаковыми физическими показателями. Кроме того, на приборы действует масса субъективных факторов /влажность, температура и т.д., и т.п./.
Примечательно, что в мире появилась тенденция к «протрезвлению» водителей. На днях Национальный совет по транспортной безопасности США (National Transportation Safety Board) выступил за снижение допустимого содержания алкоголя в крови для водителей с 0,8 до 0,5 промилле.
Специалисты говорят, что самый объективный показатель погрешности - 0,10-0,15 промилле. В странах, где существует полный запрет алкоголя, эта планка и считается «допустимой». Видимо, и российским министерствам, и ведомствам, ответственным за выработку критериев, стоит держаться за эти показатели.
Есть еще одно обстоятельство. Госдума серьезно ужесточила наказание для нетрезвых водителей /например, те, кто попался в первый раз, могут быть лишены прав на срок от 1,5 до 2 лет/. Но только этими мерами ситуацию на наших дорогах не исправить. Одновременно следовало бы ужесточить ответственность и профильных ведомств за состояние дорог, и сотрудников ГИБДД - за коррупцию.