8 АВГ, 19:26

Человек и природа: можно ли предотвратить наводнения

Российский Дальний Восток и Забайкалье затопило. В пяти регионах - Якутии, Приамурье, Хабаровском, Приморском краях и Еврейской автономной области – введен режим чрезвычайной ситуации. Пока что спасатели успешно справляются со стихией, но это не значит, что к таким ситуациям мы полностью готовы.

Ежегодный сюрприз

Сообщения ИТАР-ТАСС из регионов Дальнего Востока напоминают сводки боевых действий: «Тысячи людей эвакуированы и размещены во временных пунктах», «В районе Хабаровска растет уровень воды в реке Амур», «Для оказании помощи местному населению задействовано более 1,5 тысяч военнослужащих и свыше 250 единиц техники», «Уровень воды в реке Зея перешел критическую отметку», «Из затопленных сел Приамурья эвакуируют население».  Самая тревожная информация -- вокруг Зейской ГЭС, что в Амурской области. Правда, представители РусГибро успокаивают: максимальный сброс воды с гидроэлектростанции, в результате которого могут быть подтоплены 30 населенных пунктов, в том числе и Благовещенск, будет осуществляться только в самой экстремальной ситуации. «Плотина ГЭС находится в хорошем состоянии, никаких проблем нет. Мы выбираем оптимальный вариант, и решения по сбросу будет принято только в экстремальной ситуации», - передает ИТАР-ТАСС слова представителя РусГидро. 

Сейчас МЧС говорит, что на Дальнем Востоке мы имеем дело с паводком. Это интенсивный, но сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при оттепелях. В отличие, скажем, от половодий, паводки могут повторяться несколько раз в году. Особую угрозу представляют так называемые внезапные паводки – прошел очень сильный ливень или внезапно наступила оттепель и, как следствие, целый регион под водой.

Ученые подсчитали, катастрофические явления, связанные с водной стихией, составляют 19% от общего числа. Наводнения занимают первое место в ряду стихийных бедствий по повторяемости, охвату территории и материальному ущербу. В мире есть места, который из года в год затопляет, но люди продолжают там жить веками. В нашей стране ежегодно затопляется в среднем около 50 тыс. км 2. Это территория, к примеру, больше, чем Эстония, почти как Хорватия. В той или иной степени у нас ежегодно затапливается больше 300 городов, десятки тысяч других населенных пунктов, множество промышленных предприятий и сельскохозяйственных угодий.

Получается, каждый год только водная стихия наносит стране колоссальный, исчисляемый миллиардами, а то и десятками миллиардов рублей, ущерб. В одни годы, к счастью, все обходится без людских потерь. В другие – случаются трагедии. Так было в 2002 году в Краснодарском крае, когда общая площадь затопления составила 346 км 2. Тогда 104 человека погибло, более 100 тыс. было эвакуировано. Материальный ущерб оценили в 14 млрд рублей, но жизни погибших оценить невозможно. Спустя 10 лет случилась новая трагедия в этом регионе. Трагедия Крымска. В течение 6-7 июля прошлого года выпала более чем трех-пятимесячная норма осадков. Пострадало более 34 тыс, погиб 171 человек. Точный ущерб подсчитать трудно, но эксперты говорили о 20 млрд рублей. 

В Краснодарскому краю в 2002 году, после первой трагедии,  была принята целевая программа по прогнозирова­нию и снижению риска при чрезвычайных ситуациях. В ней говорилось и о прогнозировании, и о предупреждении, и об оповещении населения, но предотвратить трагедию 2012 года не удалось. Есть свои программы на этот счет и в других регионах, но почему-то «удар стихии» всегда случается неожиданно.

Справедливости ради нужно заметить, что мы здесь не исключения. Если взять Европу, то там в некоторых странах есть целые законы о том, как нужно вести себя при наводнении государственным и общественным структурам, но не помогает. Телевизионная картинка затопленных Нидерландов, Германии, Чехии, Австрии и других странах повторяется в эфире регулярно.   

Природа и человек: кто кого?

Можно ли предотвращать наводнения? Ученые отвечают: нет, а вот ослабить, минимизировать ущерб – вполне возможно. Известно три способа сделать это.  Первый – в городах строить дамбы, а в сельской местности делать насыпи для защиты угодий. Второй -- устраивать каналы или водосливы, чтобы отводить избыток воды. Третий – сооружать большие резервуары для накапливания воды, чтобы потом сливать ее, как выражаются гидрологи, в «естественные потоки». Все три способа работают и у нас, и в других странах. Сегодня во всем мире на гидросооружения тратятся огромные деньги, но решить проблему наводнений и паводков «механически» не всегда получается. Человек думает, что предусмотрел все возможные варианты предотвращения стихии, но всякий раз сила природы оказывается коварней. 

Например, в Нидерландах к началу 1920-х годов правительственный комитет по защите от наводнений установил уровень защитных сооружений в 390 см – «подъем» воды на побережье на такой уровень никогда не наблюдался. Гидротехники, чтобы удешевить строительство, приняли другую величину -- 340 см. Считалось, что стихия не сможет  «забраться» на такую «высоту». В конечном счете, экономия обернулось трагедией - 1 февраля 1953 года ураган легко преодолел установленный «барьер», в результате погибло около 2000 жизней. Сейчас в Нидерландах гидротехнические сооружения решено строить в расчете на максимальный уровень 500 см. По расчетам, вероятность, что стихия возьмет эту «высоту» возможна лишь раз в 10 000 лет. Но это математическая вероятность... Жизнь и стихия не всегда считаются с математикой. 

Российский Санкт-Петербург изначально строился как город готовый к вызовам стихии. Но вот случилось 19 ноября 1824 г. (вода в Неве и ее каналах поднялась на 4,14—4,21 метра выше ординара, то есть среднего многолетнего уровня).  «Погода пуще свирепела/Нева вздувалась и ревела/Котлом клокоча и клубясь/И вдруг, как зверь остервеняясь/На город кинулась…. И всплыл Петрополь как тритон/По пояс в воду погружен».  Пушкинский «Медный всадник» -- одно из страшных свидетельств тех событий. «Гроба с размытого кладбища/Плывут по улицам!/Народ/Зрит Божий гнев и казни ждет». Это было одно из самых крупных наводнений за всю историю «северной столицы». 

Сейчас другой уровень возможностей для расчетов надежности гидротехнических  сооружений. К примеру, создатели плотин, дамб, водоканалов, оттоков, прежде чем начинать строительство,  моделируют на компьютере и просчитывают все варианты «поведения» водной стихии, устанавливают, как рельеф местности скажется на площади возможного затопления. Так можно просчитать прочность сооружений, но вот угадать силу стихии – пока не получается.    

Быть готовым всегда и везде

В США Национальная метеорологическая служба имеет четкие инструкции о том, как поступать при определенном уровне осадков. Если, к примеру, выпадет 22 мм осадков (именно это уровень означает, что начинается опасное скопление воды на водонепроницаемых поверхностях, скажем, в городах на асфальте; для сравнения в Хабаровске в ночь с 7 на 8 августа выпало 64 мм осадков), то значит нужно предупреждать соответствующие спасательные службы. Дальше – уже оповещать население. Каждый новый уровень подразумевает и свою систему безопасности. Конечно, этот опыт не нужно абсолютизировать.  Трагедия в Новом Орлеане, который затопило в 2005 году и где погибло, по разным оценкам, от 1500 до 2000 человек, показала, что невозможно все регламентировать и все предсказать. Но вот присмотреться к тому, как работают соответствующие службы за рубежом, стоит.

В России система прогноза и предупреждения стихийных бедствий только начинает отлаживаться. У нас пока что в этом вопросе местные власти «кивают на центр». «Центр» пытается «построить» профильные ведомства. Федеральная служба  по гидрометеороло­гии и мониторингу окружающей среды жалуется на недостаточное финансирование и сокращение сети наблюдательных пунктов. В конечном счете, когда уже бушует стихия, к делу подключается МЧС. Но мировой опыт свидетельствует, что другого пути нет – добиться снижения ущерба и человеческих жертв можно только используя средства раннего предупреждения.

Сейчас на Дальнем Востоке российские спасатели справляется со своей задачей. «В целом паводковая обстановка сложная, но она находится под контролем. Мы обеспечили прикрытие всех потенциально опасных объектов», -- заявил глава МЧС Владимир Пучков. Будем надеяться, что паводок-2013 завершится благополучно. Но не следует забывать о другом: если стихию нельзя предотвратить, то о ней нужно заранее знать, только в этом случае ей можно противостоять. 

Читать на tass.ru