Дело "Газпрома" в Европе
Ситуация обостряется тем, что ряд восточноевропейских государств сообщества выбрали наиболее жесткий режим применения третьего энергопакета
Перспективы завершения начатого с большой помпой антимонопольного расследования Еврокомиссии против "Газпрома" остаются туманными. Настолько, что сегодня, спустя два года после первых внезапных обысков офисов "дочек" "Газпрома" в Европе и через 13 месяцев после открытия официального антимонопольного расследования, Еврокомиссия только "подошла к формулированию списка легальных претензий" к российской компании.
Это признал сегодня еврокомиссар по конкуренции Хоакин Альмуниа, выступая с речью по случаю европейского дня конкуренции в столице, председательствующей в ЕС Литвы - Вильнюсе. Именно по жалобе властей Литвы Еврокомиссия 4 сентября 2012 года официально начала антимонопольное расследование против "Газпрома". По европейскому законодательству, штраф за нарушение норм по конкуренции может достигать 10 процентов от годового оборота компании.
Преждевременные обвинения
"Пока преждевременно говорить о том, когда могут быть приняты следующие шаги, но мы уже перешли в стадию формулирования списка легальных претензий к "Газпрому", - заявил он.
"Мы изучаем бизнес-практики компании "Газпром", которую мы подозреваем в злоупотреблении своим доминирующем положением при поставках газа в Центральную и Восточную Европу. Мы работаем по жалобе Литвы, которую мы приняли после проведения нами предварительного расследования", - сказал еврокомиссар. По его словам, расследование ведется в странах Прибалтики, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и Болгарии
"Любая компания, работающая на едином европейском рынке, независимо от того, где она находится, должна играть по нашим правилам. Мы подозреваем "Газпром" в препятствовании свободному потоку газа через территорию стран-членов ЕС, диверсификации источников поставок, и навязывания покупателям несправедливых цен на газ", - сказал он. Еврокомиссар слово в слово повторил формулировку претензий к "Газпрому", содержавшуюся в официальном заявлении Еврокомиссии от 4 сентября прошлого года об открытии расследования против "Газпрома".
Однако, в действительности, проверка "Газпрома" в Европе началась годом раньше - 27 сентября 2011 года чиновники Еврокомиссии провели внеплановые инспекции в дочерних компаниях "Газпрома" в Германии и 10 странах Центральной и Восточной Европы. В числе прочих компаний проверкам подверглись в Германии партнеры "Газпрома" E.On и RWE, а также дочерняя структура российского гиганта - Gazprom Germania. В Австрии были проверены компания OMV и ее филиал Econgas, в Чехии - компания Vemex, контрольный пакет которой также принадлежит "Газпрому", в Литве - Lietuvos Dujos.
Еврокомиссия, впрочем, постаралась смягчить эмоции вокруг этого разбирательства, пояснив, что антимонопольное расследование в отношении "Газпрома" не направлено против России, а "против отдельной компании, которая действует на европейском газовом рынке".
Российский ответ
"Газпром" с самого начала расследования пообещал активно взаимодействовать с Еврокомиссией. Постпред России при ЕС Владимир Чижов тогда же выразил уверенность, что это разбирательство позволит выявить многие "проблемы вокруг политизации в Европе энергодиалога с Россией".
По его мнению, которое он ранее высказал в интервью ИТАР-ТАСС, все это разбирательство "стало следствием политики отдельных стран ЕС", которые пытаются "национализировать трубопроводы".
В этой связи Владимир Чижов подчеркнул, что Литва - это страна, которая "выбрала наиболее жесткую форму применения третьего энергетического пакета ЕС на своей территории", предусматривающего разделение собственников транспортной энергетической инфраструктуры и мощностей по производству энергии и энергоресурсов. "Практически Вильнюс проводит принудительную национализацию. Они пытаются отобрать "трубу", которая принадлежит даже не чисто "Газпрому", а совместному предприятию, в котором участвует "Газпром", наряду с немецкими партнерами", - подчеркнул российский постпред.
Он также отметил, что претензии Еврокомиссии к "Газпрому" по ценообразованию на газ "вызывают недоумение". "Еврокомиссия отнесла к числу прегрешений "Газпрома" увязку цен на газ с ценами на нефть, - сказал Владимир Чижов. - Эта формула, которая определяет цену на газ, как производную от цены на нефть, называется Гронингенской моделью ценообразования. Гронинген - это месторождение в Нидерландах, открытое в 1958 году. Именно тогда эта схема впервые появилась, задолго до начала систематических поставок газа в Западную Европу из СССР, которые начались в 1968 году в Австрию. Возможно, эта схема не идеальна, но лучше пока никто ничего не придумал, - заявил российский постпред. - Пока цены на нефть стабильны, ни у кого вопросов не возникает, но когда цены на нефть начинают скакать, то начинают плавать и цены на газ, и как только это происходит - кто-то бывает недоволен".
Идеологические разногласия
В целом, разногласия России и ЕС в энергетической сфере и торговле энергоресурсами носят идеологический характер, основанный на предпочтении Москвой и Брюсселем разных макроэкономических подходов к организации энергорынка.
Важнейший элемент этой ситуации заключается в том, что Еврокомиссия подозревает "Газпром" в нарушении европейских норм конкуренции на газовом рынке, которые Россия считает, по меньшей мере, не вполне обоснованными. Соответствующий спор продолжается уже долгие годы и принял затяжной "позиционный" характер.
Юридическая стадия конфликта началась целых семь лет назад, в сентябре 2007 года, когда Еврокомиссия представила новый блок европейского законодательства - ультралиберальный третий энергетический пакет, который был утвержден в 2009 году. Этот документ был призван либерализовать европейский рынок газа, в частности, путем обязательного разделения собственников транспортной энергетической инфраструктуры и энергетических концернов, которым принадлежат мощности по производству энергии и добыче ресурсов.
Таким образом, здесь столкнулись два экономических подхода. Еврокомиссия считает, что принудительное создание полностью независимых от основных энергоконцернов компаний по транспортировке газа, нефти и электричества создаст условия для выхода на рынок новых производителей энергии, а значит, приведет к снижению цен.
Россия считает, что такой подход приведет только к удорожанию энергии за счет увеличения числа посредников. РФ придерживается более консервативного принципа "естественной монополии". Согласно этому подходу, ряд отраслей экономики, которые характеризуются чрезвычайно высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости, в частности, энергетика, действуют наиболее эффективно при наличии минимального количества крупных игроков на рынке, которые имеют достаточные ресурсы для развития этого сектора.
"Оторвать газопроводы от поставщиков, это как продавать автомобиль без колес, с тем, чтобы потребители сами искали того, кто готов их привинтить", - заявил ранее ИТАР-ТАСС экс - президент Российского газового общества Валерий Язев ( этот пост сейчас занимает Павел Завальный, раннее заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике).
Естественно, стороны не случайно выбрали эти подходы, ведь "либеральный" третий энергопакет защищает только интересы импортера газа, а принцип естественной монополии - наиболее выгоден экспортеру.
Попытки ЕС и России найти решение этой дилеммы результатов пока не принесли. Ситуация обостряется тем, что ряд восточноевропейских государств сообщества выбрали наиболее жесткий режим применения третьего энергопакета. Эти страны не очень вдаются в обоснования европейских законодательных норм, а просто используют их для установления собственного контроля над энергетической инфраструктурой на своей территории.