7 ИЮЛ, 10:00

Последний "МиГ" Владимира Серегина. К 100-летию летчика, разделившего судьбу Гагарина

Владимир Серегин, 1967 год

7 июля исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Владимира Серегина. Пилот-инструктор, участник Великой Отечественной войны находился рядом с первым космонавтом планеты в кабине caмолета МиГ-15, потерпевшего крушение весной 1968 года. О фронтовых подвигах и последнем полете Владимира Серегина — в материале ТАСС

Катастрофа реактивного двухместного учебно-тренировочного самолета МиГ-15 с бортовым номером 18 произошла 27 марта 1968 года во Владимирской области, недалеко от деревни Новоселово. Это событие вошло в историю мировой авиации и космонавтики в первую очередь из-за гибели Юрия Гагарина. О второй жертве катастрофы — пилоте-инструкторе Владимире Серегине вспоминают реже. 

Боевая закалка

По данным из архивов Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина (ЦПК им. Ю.А. Гагарина), Владимир Серегин родился 7 июля 1922 года в Москве в семье почтового служащего. Будущий военный летчик с детства мечтал о небе и, едва окончив среднюю школу, записался добровольцем в Красную армию. Через год Владимир поступил в Тамбовскую военную авиационную школу пилотов, после окончания которой в 1943 году отправился на фронт. Молодой пилот попал на 3-й Украинский фронт в 672-й штурмовой авиационный полк 10-го штурмового авиационного корпуса.

Первым самолетом Владимира Серегина на фронте стал штурмовик Ил-2, на котором летчик бомбил технику и живую силу противника. Первую награду — орден Красной Звезды он получил в 1944-м после боев в Днепропетровской области Украины. По информации из наградных документов, 30 января в районе деревни Марьевка младший лейтенант Серегин под шквальным огнем немецких зениток произвел налет на танковый батальон, уничтожив несколько единиц вражеской техники. На следующий день советский летчик разбомбил немецкий железнодорожный состав с артиллерийским вооружением. 

В 1945-м Владимир Серегин был удостоен сразу двух орденов Отечественной войны. Одна из наград досталась ему за спасение коллеги, к которому буквально прицепился немецкий истребитель "Фокке-Вульф". Ил-2 однополчанина получил несколько пробоин и готов был рухнуть на землю, однако Серегин вовремя вмешался в воздушный бой и длинной очередью поразил самолет противника. В этой схватке летчик получил первое серьезное ранение, но тем не менее смог добраться до аэродрома и посадить свою машину. 

Перед самым окончанием войны, 25 апреля 1945 года, Серегин вновь отличился в небе над австрийским городом Брюнн. В группе из пяти самолетов Ил-2 летчик участвовал в бомбардировочно-штурмовом ударе по скоплениям живой силы и техники врага. Атака, как отмечало командование советских штурмовиков, проходила под мощным огнем фашисткой артиллерии. 

Всего за два последних года войны Владимир Серегин совершил около 200 вылетов, участвовал в 19 воздушных боях и сбил три немецких самолета. В относительно спокойные дни летчик выполнял задания по разведке и фотографированию позиций противника с воздуха.  

29 июня 1945 года Владимира Серегина наградили Золотой Звездой Героя Советского Союза. 

Из боевых пилотов в инструкторы

После возвращения с фронта Владимир Серегин решает остаться в авиации и вновь садится за парту в Военно-воздушной инженерной академии имени Николая Жуковского. Там хорошо знакомый с практической стороной авиации боевой пилот получил необходимые теоретические знания и квалификацию летчика-испытателя. 

Окончив военный вуз, Серегин испытывал новые модификации истребителей МиГ-15 и МиГ-17. Согласно отметкам в его личном деле, "выполнял тестовые полеты любой сложности, в том числе с выключенным двигателем". 

С середины 1960-х в должности командира авиационного полка ЦПК Серегин занимался летной тренировкой космонавтов. Одной из его первых учениц была знаменитая Марина Попович — легендарная военная летчица, "мадам Миг", как ее назвали в те годы в иностранной прессе. Марина Попович в отряд покорителей космоса так и не попала (туда ранее уже был зачислен ее муж Павел Попович), зато, как вспоминала позднее сама летчица, приобрела благодаря наставничеству Владимира Серегина ценный опыт пилотирования новых "МиГов". 

Я с ним много летала, и его все любили, потому что он был приятный, хороший человек. Если у кого-то плохо получалось, он не скажет "плохо". Остановит полет, высадит, полностью на земле покажет, на бумажке расскажет, и человек ошибки свои сразу сам поймет. Я ему говорила: ой, Владимир Сергеевич, что-то у меня голова заболела. Он говорит: тихо, спокойно, сейчас взлетишь, и голова пройдет. И точно, так и было

Из интервью Марины Попович журналистам телестудии Роскосмоса

Коллеги по ЦПК называли Владимира Серегина летчиком экстра-класса. В качестве примера нередко звучала история о том, как однажды Серегин попал на сверхзвуковом истребителе в снежную бурю. И только благодаря опыту, мастерству и стальным нервам летчик-испытатель смог посадить машину в условиях практически нулевой видимости. Позднее Серегину, по рассказам коллег, удалось посадить самолет, у которого в воздухе разрушились рулевые механизмы.     

Экзамен, который так и остался несданным 

26 марта 1968 года, за сутки до трагедии во Владимирской области, помощнику Главнокомандующего ВВС СССР по космосу Николаю Каманину доложили о том, что Юрий Гагарин собирается сдать экзамен по технике пилотирования МиГ-17. Чтобы окончательно убедиться в готовности первого космонавта планеты самостоятельно управлять истребителем, Каманин назначил еще один тренировочный полет на МиГ-15 УТИ (учебно-тренировочный истребитель). Лететь с Гагариным вызвался лично начальник ЦПК генерал Николай Кузнецов, однако Каманин настоял на том, чтобы рядом с первым космонавтом планеты находился именно Владимир Серегин.    

Кузнецов просил меня разрешить ему лично проверить на самолете УТИ МиГ-15 подготовленность Гагарина к самостоятельному вылету. Совместный полет Гагарина с Кузнецовым я запретил, прямо заявив последнему, что он давно утратил навыки летчика-инструктора. Я разрешил командиру полка В.С. Серегину проверить завтра технику пилотирования у Гагарина, а генералу Кузнецову приказал лично проверить организацию выпуска в полет Гагарина, проанализировать и доложить мне воздушную обстановку и метеоусловия. Право на разрешение самостоятельного вылета Гагарина я оставил за собой

Из дневников Героя Советского Союза Николая Каманина

Владимир Серегин и Юрий Гагарин отправились в свой последний полет 27 марта 1968 года в 10.29 утра с подмосковного аэродрома Чкаловский. По воспоминаниям Николая Каманина, видимость на момент взлета была нормальной, нижняя граница облаков проходила в 900 м над землей. На выполнение полетного задания, облет заданной территории, давались стандартные для всех испытуемых 20 минут. 

"Такие полеты — в программе подготовки всех космонавтов. Без них трудно, как мы говорим, быть в летной форме. В них не только шлифуются профессиональные навыки, но и проверяется умение работать в условиях перегрузок и шумов", — писал в мемуарах Каманин.

Однако уже через четыре минуты Гагарин доложил на землю о завершении полета и запросил разрешение на разворот и возвращение на базу. На этом связь с летчиками прервалась.   

В 10:50 мне из ЦПК позвонил полковник Масленников и доложил: "Гагарин с Серегиным взлетели на УТИ МиГ-15 в 10 часов 19 минут, в 10:32 с самолетом Гагарина оборвалась связь, через 10 минут в самолете кончится горючее". Сообщение было очень неприятным, но, зная задачи и условия полета и подготовленность экипажа, я надеялся еще, что такой ас, как Серегин, найдет выход из положения и дело закончится или вынужденной посадкой, или самое большее — катапультированием летчиков

Из дневников Героя Советского Союза Николая Каманина

Обломки самолета Серегина и Гагарина нашли в 14:50 в 65 км от аэродрома Чкаловский, в районе деревни Новоселово. По воспоминаниям участников поисковой операции, фрагменты "МиГа" были разбросаны в радиусе километра. Останки и личные вещи пилотов удалось обнаружить лишь на следующее утро.  

"Когда около 10:30 Главком и я с космонавтами подъехали к домику Серегина в Лосиноостровской, то заметили на улице нескольких плачущих женщин. Мы поняли, что радио уже упредило нас. Горе жены и дочери Серегина нельзя было смягчить никакими словами, и все мы вместе с ними скорбели о тяжелой утрате", — вспоминал Николай Каманин.

Версии трагедии

В 2011 году на основании рассекреченных документов из советских госархивов наиболее вероятной причиной катастрофы самолета МиГ-15 был признан резкий маневр, предпринятый одним из пилотов. По последним на сегодняшний день официальным данным, самолет свалился в штопор, уходя от столкновения с шаром-зондом. 

Среди неофициальных версий катастрофы — пролет самолета Гагарина и Серегина в опасной близости от другого МиГ-15, технические ошибки при подготовке учебной машины, а также нарушение режима полетов. Космонавт Алексей Леонов утверждал, что утром 27 марта недалеко от гагаринского самолета выполнял маневры сверхзвуковой Су-15, который мог опрокинуть "МиГ" так называемой спутной струей (воздушными вихрями от фюзеляжа летательного аппарата).

17 октября 1975 года на месте катастрофы близ деревни Новоселово был открыт мемориал. На лицевой стороне 16-метровой гранитной стелы, выполненной в форме крыла самолета, высечены портреты Юрия Гагарина и Владимира Серегина. Каждый год 27 марта ровно в полдень у монумента собираются родные, друзья и коллеги — почтить память первого космонавта планеты и выдающегося советского летчика.    

Подготовил Василий Кучушев

Читать на tass.ru