Убийца авианосцев
В конце 1960-х годов в СССР началась работа над подводным ракетоносцем третьего поколения. Причиной создания новой отечественной субмарины стало существенное укрепление противолодочной обороны ВМФ США, в которой в те годы появились самолеты палубной авиации, способные бороться со всеми типами советских подлодок. В частности, угроза исходила от Grumman F-14 Tomcat и Lockheed S-3 Viking, обладавших новыми и более "чуткими" гидроакустическими приборами, а также мощным вооружением.
Игорь Баранов родился 29 июля 1932 года в Ташкенте (Узбекская ССР). В 1956-м будущий выдающийся конструктор окончил кораблестроительный факультет Ленинградского кораблестроительного института и поступил на работу в Центральное конструкторское бюро — 18 (с 2003 года — Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин"; ЦКБ МТ "Рубин").
С 1994 года Игорь Баранов занимал должность генерального конструктора "Рубина" по созданию подводных крейсеров, вооруженных крылатыми ракетами оперативного назначения.
В 1994 году Игорь Баранов получил степень кандидата, а в 2005 году — доктора технических наук.
Для того чтобы преодолеть защиту авианосных соединений США и НАТО, советская оборонка взялась за создание мощного и дальнобойного ракетного комплекса, получившего название "Гранит". Главной целью конструкторов было создать оружие, которое могло бы обеспечить нанесение подводных массированных ударов с больших дистанций и возможностью выбора целей.
Новый ракетный комплекс требовал и более современного носителя — атомной подводной лодки (АПЛ), которая могла бы, не всплывая, стрелять залпом из 24 ракет. Также среди основных требований к субмарине было увеличение скорости и глубины погружения — для максимальной скрытности.
Работы по новому проекту подводной подлодки — 949 (шифр "Гранит") были поручены конструкторам "Рубина". Поначалу строительство атомохода возглавлял конструктор Павел Пустынцев, однако в 1977 году он скоропостижно скончался, после чего проект передали его коллеге Игорю Баранову, применившему в "Граните" на тот момент все самые передовые достижения в области кораблестроения.
Сердце корабля — его главная энергетическая установка, состоящая из двух ядерных паропроизводящих и двух паротурбинных установок, вдвое превышала по мощности энергетические установки атомных подводных лодок второго поколения. Главным ударным оружием корабля был ракетный комплекс "Гранит", в составе которого — самая "умная" на тот день, не имеющая себе равных в мире, сверхзвуковая крылатая ракета. По составу и количеству оружия на борту, разрушительной силе удара от его применения подводная лодка проекта 949 в классе многоцелевых являлась самой могучей лодкой в мире
Комплекс из 24 торпед и ракетоторпед позволял после решения главной задачи — уничтожения авианосца ракетами — эффективно продолжить морской бой с кораблями его охранения. Неудивительно, что американцы считали "Гранит" очень опасным противником и справедливо называли "убийцей авианосцев".
В те годы американцы имели в строю 13–14 ударных авианосцев. И важнейшей составляющей "ответного удара" и должны были стать эти подводные крейсера, вооруженные сверхзвуковыми крылатыми ракетами большой дальности "Гранит" как с ядерными, так и обычными боеголовками. Залп всем боекомплектом из 24 ракет как из подводного, так и с надводного положения позволял преодолеть любую ПРО и почти гарантированно уничтожить главную цель — авианосец, либо как минимум лишить его возможности поднять свою авиацию. А это 90–100 самолетов, в том числе и с ядерным оружием, нацеленных на нашу страну
Головная подлодка серии К-525 "Архангельск", оснащенная крылатыми ракетами "Гранит", была спущена на воду в 1980 году. Вторая — К-206 "Мурманск" — 10 декабря 1982-го. Однако уже в 1996-м приказом главкома ВМФ адмирала флота Феликса Громова из боевого состава Северного флота вывели и утилизировали головной АПРК проекта "Гранит" — К-525 "Архангельск", а всего через два года та же участь постигла и второй корабль — К-206 "Мурманск". Такая судьба подлодок не могла не огорчить их создателя, который называл решение руководства ВМФ "немыслимым расточительством и безответственным отношением к общенародному достоянию".
"Архангельск" и "Мурманск", отслужив только 15 лет и предназначенные для защиты морских рубежей нашего Отечества, пошли на утилизацию, несмотря на отличное состояние их прочных корпусов и корпусных конструкций, выполненных из лучших в мире сталей и способных служить более 30 лет, и то, что наработка основного и вспомогательного комплектующего оборудования составляла всего 25–30% от общего времени до первого заводского ремонта", — вспоминал позднее Игорь Баранов.
"Антей", воплощенный в "Граните"
Однако проект 949 остался на плаву. Еще в начале 1980-х в "Рубине" начали работать над продолжением "Гранита" — проектом 949А (шифр "Антей"), и в 1986-м первый "Антей" был принят на вооружение ВМФ СССР.
В результате модернизации, проведенной инженерами "Рубина", на субмарине 949-го проекта появился дополнительный отсек, что увеличило длину корабля и позволило улучшить внутреннее расположение механизмов и оборудования. Кроме этого, на "Антей" было установлено современное гидроакустическое оборудование, повысившее скрытность корабля.
"Особенностью этой серии стала возможность запуска ракет из надводного и подводного положения, корректировки их курса в процессе полета и поражения противника на расстоянии 500 км. Корабли этого типа считаются самыми эффективными многоцелевыми АПЛ. Ничего подобного в мире не создано! С 1986 года началась поставка этих кораблей на Северный и Тихоокеанский флоты, которые стали нести охрану наших морских рубежей", — рассказывал в своих воспоминаниях Игорь Баранов.
Всего по проекту 949А было построено 11 субмарин, семь из них до сих пор несут службу на Тихоокеанском и Северном флотах. В 2017 году Юрий Борисов (в то время замминистра обороны) заявил, что атомные подводные крейсеры проекта 949А в ходе модернизации будут вооружены ракетами "Циркон", "Оникс" и "Калибр-ПЛ", которые позволяют наносить удары по береговым объектам.
Проект 675МКВ
Субмарина проекта 675, которая является предшественником "Гранита" и "Антея", также была разработана под руководством конструктора ЦКБ-18 Павла Пустынцева, однако дальнейшей модернизацией подлодки занимался Игорь Баранов.
В конце 1980-х годов атомоход проекта 675МКВ получил современный гидроакустический комплекс "Керчь", переносной зенитный комплекс (ПЗРК) "Стрела-ЗМ", приборы системы приема космического целеуказания "Касатка-Б", а также новый ракетный комплекс "Вулкан" с дальностью стрельбы до 700 км.
Водоизмещение обновленных подлодок возросло на 1 000 т. Всего модернизацию по проекту 675МКВ прошли четыре корабля.
"Кальмар"
Баранов приложил руку и к модернизации атомных подводных крейсеров проекта 667БД, вооруженных баллистическими ракетами Р-29Р, которые среди прочего могли поражать небольшие укрепленные объекты (пусковые шахты и защищенные командные пункты).
Субмарину проекта 667БДР оборудовали 16 пусковыми шахтами, и "Кальмар" мог уже одним залпом выпустить весь боекомплект. На нем были установлены более совершенные системы управления стрельбой, улучшенная акустическая защита, а для экипажа были оборудованы солярий и спортзал
Всего за годы своей профессиональной деятельности Игорь Баранов принял участие в создании 16 советских и российских субмарин (из них 14 построены по проектам 949 "Гранит" и 949А "Антей"). Конструктор участвовал в испытаниях всех головных подлодок на предельную глубину погружения. Также во время акустических тестов Игорь Баранов исследовал возможности снижения уровня подводного шума отечественных субмарин.
Выдающийся конструктор скончался в Санкт-Петербурге 25 декабря 2017 года после продолжительной болезни.
Василий Кучушев
ТАСС благодарит за помощь в создании материала Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ