27 июня 2005 года начались испытания российского ударного боевого вертолета Ми-28Н "Ночной охотник". Является модификацией ударного вертолета Ми-28 для круглосуточного боевого применения. Предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей.
Разработан ОКБ им. М.Л. Миля. Опытный образец совершил первый полет 14 ноября 1996 года. Серийное производство вертолета ведется с 2006 года по настоящее время. Выпущено около 100 экземпляров. Выполнен по одновинтовой схеме пятилопастным несущим и четырехлопастным рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями, неубирающимся трехопорным шасси, вспомогательным крылом. Экипаж - 2 человека, возможно размещение 2 пассажиров. Максимальная скорость - 324 км/ч, практическая дальность - 500 км, практический потолок - 5,7 тысяч метров. Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами. "Ночной охотник" принят на вооружение ВВС России в 2009 году.
Вертолеты этого типа также состоят на вооружении Ирака и Кении, строятся по заказам Египта и Кении.
О других боевых вертолетах, стоящих на вооружении ВВС России, - в материале ТАСС.
Ми-8
Ми-8 относится к семейству многоцелевых вертолетов разработки ОКБ им. М.Л. Миля (ныне - КБ Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля).
Универсальность и высокие летно-технические характеристики сделали вертолеты Ми-8 одними из самых популярных в мире российских вертолетов. В народе получил прозвище "Коля" или "Мыколка".
Первый полет совершил 24 июня 1961 года. Серийно производится с марта 1965 года по настоящее время. Выпущено более 12 тысяч экземпляров. Вертолет одновинтовой схемы с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами, двумя газотурбинными двигателями и неубирающимся трехопорным шасси. Экипаж - 3 человека. Максимальная скорость - 250 км/ч, дальность полета - до 800 км, практический потолок - 6 тысяч метров. Может брать на борт до 32 десантников или 12 раненых на носилках, либо до 4 тонн груза на внешней подвеске или в кабине. Разработано более 130 модификаций Ми-8, включая значительно модернизированные варианты (Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171) для гражданских и военных эксплуатантов.
Вертолеты этой модели используются более чем в 90 странах мира.
Ми-26
Ми-26 является крупнейшим в мире серийно выпускавшимся тяжелым многоцелевым транспортным вертолетом.
Разработан в ОКБ им. М.Л. Миля. Первый полет совершил 14 декабря 1977 года. Серийно производится с 1980 года по настоящее время. Выпущено более 300 экземпляров. Построен по одновинтовой схеме с восьмилопастным несущим (с управляемым шагом) и пятилопастным рулевым винтами, оснащен двумя газотурбинными двигателями и неубирающимся трехопорным шасси. В зависимости от модификации экипаж может состоять из 5-6 человек. Максимальная скорость - 270 км/ч, максимальная дальность полета с основными баками - 800 км, практический потолок - 4,6 тысяч метров. Способен нести на борту до 85 десантников или 60 раненых на носилках, либо до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Разработано порядка 15 модификаций. Предназначен для выполнения транспортных, эвакуационных, противопожарных и других задач.
Ми-26 эксплуатируются по меньшей мере 10 странами мира.
Ми-35М
Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М является глубокой модернизацией Ми-24В для круглосуточного боевого применения.
Разработан в конструкторском бюро Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля. Первый полет совершил в 1995 году (по другим данным - в 1998 году). Серийно производится с 2005 года. Выпущено более 100 экземпляров. Выполнен по одновинтовой схеме с четырехлопастными несущим и рулевым винтами из композиционных материалов, оснащен двумя газотурбинными двигателями и неубирающимся трехопорным шасси. Экипаж машины состоит из 2-3 человек. Максимальная скорость - 300 км/ч, практическая дальность - 420 км, практический потолок - 4,8 тысяч метров. Вооружен двухствольной пушкой калибра 23 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами. Может перевозить до 8 десантников или 4 раненых на носилках.
Состоит на вооружении ВВС России, Азербайджана, Ирака, Бразилии и Венесуэлы.
Ка-50 "Черная акула"
Многоцелевой ударный вертолет Ка-50 "Черная акула" разработан в опытно-конструкторском бюро им. Н.И. Камова (ныне КБ ОАО "Камов").
Первый полет совершил 17 июня 1982 года. Серийно выпускался с 1993 по 2009 годы. По данным из открытых источников, всего произведено 15 единиц. Вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси. До 30% от общей массы конструкции "Черной акулы" составляют композиционные материалы. Управляется одним пилотом. Максимальная скорость - 390 км/ч, практическая дальность - 1 тысяча 160 км, практический потолок - 5,5 тысяч метров. Вооружен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами до 2 тысяч кг на 4 узлах подвески.
"Черная акула" состоит на вооружении ВВС России с 1995 года, в другие страны вертолет не поставлялся.
Ка-52 "Аллигатор"
Многоцелевой ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор" является модернизацией "Черной акулы". Разработан в Москве конструкторским бюро ОАО "Камов". Предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника, в любых погодных условиях и в любое время суток. Может обеспечивать огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн.
Первый полет совершил 25 июня 1997 года. Серийно производится с 2008 года по настоящее время. Выпущено более 70 единиц.
Вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси. Существует модификация Ка-52К корабельного базирования. Экипаж "Аллигатора" состоит из двух человек. Максимальная скорость - 300 км/ч, практическая дальность - 1 тысяча 160 км, практический потолок - 5,5 тысяч метров. Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами до 2 тысяч кг на 4 узлах подвески. Единственный в мире боевой вертолет, в кабине которого пилоты сидят рядом, а не друг за другом. Таким образом удается добиться высокой слаженности действий летчиков.
С 2011 года "Аллигатор" состоит на вооружении ВВС России, за рубеж не поставлялся.