Аид
Едем в район Суджи ранним утром, пока активность украинских БПЛА не такая высокая. Нас везет водитель с позывным Кот. По пути рассказывает об участках, где не раз подвергался атаке дронов. За задушевными разговорами дорога кажется менее опасной и продолжительной. В 7 часов мы доехали до обозначенного места.
Командир отряда Аид встречает лично, начинаем со знакомства. "Позывной Аид мне перешел по наследству еще от моего наставника. Раньше у меня был другой позывной. Давным-давно, еще до СВО. Поэтому просто следуем наследию, так сказать", — начал рассказ Аид.
Прошу рассказать о его группе. Аид шутит: не такая уж она и легендарная. "Легендарным я бы наше подразделение не назвал. Легендарное подразделение — это наш спецназ "Ахмат", там служат очень много достойных настоящих воинов, наш командующий Апты Аронович Алаудинов, который всю эту систему внутри "Ахмата" и отдельных отрядов выстроил. Мы же стараемся соответствовать нашему подразделению", — отмечает он.
Группа Аида изначально была создана еще в 2022 году на базе 54-го добровольческого полка. Это разведывательная рота. Затем бойцы служили в 85-й бригаде разведки, в отряде "Шторм" 4-й бригады. Уже больше года — в спецназе "Ахмат".
"У нас почти все ребята, которые пришли в группу "Аида", с боевым опытом. Преимущественно, это бывшие бойцы, сотрудники ЧВК "Вагнер", бывшие морпехи, спецназовцы. Мы очень тщательно ведем отбор личного состава. И собралась довольно достойная сильная команда, которая себя проявила на многих направлениях", — говорит он. Воевали бойцы на Донецком, Харьковском направлениях, в Кременной, у Серебрянского лесничества, Червоной Дибровы, Белогоровки, Спорной, сейчас в Курской области.
Курск
Наиболее сложным направлением Аид считает Курское. "На самом деле, самая сложная Курская область. Мне есть с чем сравнивать. Интенсивность боев в Курской области, особенно в начале, когда у нас не было времени даже на сон и на еду. Курская область побила рекорды по сложности. Потому что в Волчанске было сложно, в Серебрянском лесничестве — тоже, в Белогоровке, но интенсивность боев в Курской области — это нечто иное. Режим мясорубки 24 на 7", — рассказывает командир отряда.
По его словам, против ВС РФ в Курской области воюют мобилизованные около года назад украинцы и иностранные наемники. "Мобилизованные, понятное дело, они же все там мобилизованные, но я могу рассуждать только из общения с пленными, которых мы брали. Из пленных, которых мы взяли, они все поголовно больше года на фронте. То есть надо понимать, что мобилизованный, который провел больше года на боевых действиях, это уже профессиональный военный. Объективно говоря, если он это время пережил, прошел вот этот путь на линии боевого соприкосновения, он уже профессиональным военным стал", — отмечает Аид.
Против ВС РФ здесь стоят 21-я, 22-я, 41-я, 61-я, 80-я, 82-я, 92-я, 95-я, 239-я, 245-я, 47-я бригады ВСУ, 129-й и 30-й штурмовые батальоны, иностранный, грузинский легионы, американская ЧВК Forward Observation Group (FOG), рассказал он. Аид добавил, что "все боеспособные соединения киевского режима, включая их так называемую пожарную 47-ую бригаду, которая затыкала все участки фронта, они все здесь".
"Начнем с того, что иностранцы не выполняют функции штурмовиков. Они выполняют функции ДРГ, снайперов, групп зачисток, заградительных отрядов. Чтобы иностранцы прыгали в посадку — нет. Они специально гонят в атаку именно украинцев. А сами они стоят где-то подальше. Зачистки поселков, заградительный отряд, диверсионные группы, снайперы — это их тема", — отмечает он.
Они думают, что здесь сафари, но оказывается, что на сафари можно ФАБом (фугасной авиабомбой — прим. ТАСС) по голове получить. Иностранцы очень неохотно сюда едут сейчас. Они поняли, что здесь сафари не выйдет. Потому что оказалось, что не только они здесь хищники. И то, что жертвы тоже бегают с винтовками, а иногда и побольше
"Поэтому в первую неделю Forward Observation Group вообще сняла своих наемников отсюда, потому что не получился план блицкриг. Поляки, грузины — они здесь есть в составе иностранного легиона Украины. Но, судя по иностранной речи, тоже у них все не так сладко идет, — говорит Аид. — Нам вместе с 810-й (бригадой морской пехоты ВС РФ — прим. ТАСС) и 1-м штурмовым отрядом спецназа "Ахмат" — мы работали одной большой семьей — особенно первые дни попадались даже пленные с разведки 61-й бригады, которые похищали наших гражданских в Судже, бойцов. На экшн-камерах мы видели, как они их, как скот, пытаются вывозить. Куда вывозить, они так объяснить и не смогли, якобы на фильтрацию".
Также было много уничтоженных вэсэушников, продолжает он. "Например, те, кто развернул флаг на газонасосной станции в Судже. Но четыре дня не прошло, как мы их всех ликвидировали, а выжившие, два пленных оставшихся, сейчас находятся уже у нас в застенках. Поэтому Курск за 3 дня [у ВСУ] не получился", — отметил он.
Никакого вундерваффе
Аид отметил, что на данное направлении ВС РФ быстро стянули боеспособные подразделения, которые, недолго думая, начали перемалывать украинскую армию. "Зашло их немало, их уже больше 20 тысяч здесь похоронено, не считая сотен единиц техники. Получиться у них уже ничего не получится, уже все, они свой шанс потеряли. Сейчас это не больше, чем игра на публику, сохранение хорошего лица при плохой ноте. При чем, это ведет к тому, что просто молодые украинцы приносятся в жертву амбициям их просроченного президента", — отмечает Аид.
Скажу так: единственный свой шанс по прорыву на атомную электростанцию в первые несколько дней, так называемый план блицкриг для того, чтобы выставить нам ядерный ультиматум, Украина уже упустила
Он подчеркивает: никакого тактического успеха достичь ВСУ уже не получится. "Мы наступаем, наступаем вполне успешно. Мы их окружаем, захлопываем, перемалываем. Но они, несмотря на полный прорыв фронта на Донецком направлении, на Луганском, подтягивают оставшиеся свои последние резервы сюда, чтобы хоть как-то ситуацию поменять. По нашей информации, даже Сырский прибыл в Сумскую область, чтобы как-то пытаться координировать этот обвал, который произошел в Курске. И мы видим, пока мы в Курске перемалываем соединения противника, у нас на фронте идет прорыв. Чего они могут достичь? Да ничего. Они просто самоубиваются", — считает он.
Что касается освобождения Суджи, говорит Аид, бойцы 155-й и 810-й бригад морской пехоты вместе с "Ахматом" активно наступают. "Поэтому это все вопрос времени. У нас же требование было не столько быстро входить в населенные пункты, сколько сдержать и перемолоть наступающие силы противника. А их было очень много. Это были сотни единиц техники. В первый день мы сожгли 39 единиц техники, во второй — 20 единиц, в третий — 13. Сколько мы положили там батальонов — не сосчитать. Просто своей небольшой группой 256 человек. И мы удар этот выдержали, перемололи их. И сейчас мы начали наступать", — рассказывает он.
Среди уничтоженной техники на Курском направлении много западной, говорит Аид. Но это "абсолютно обычная груда металлолома, которая отлично горит". "Ничего специфического в нем нет. Да, есть крепкие модели по типу Bradley, М113, которые выдерживают не один, а два заряда. Но она также горит. Я думаю, весь мир увидел, что ни Abrams, ни Challenger, ни Bradley, это никакая не панацея. Все это прекрасно горит. Единственное, какой ущерб максимально нанесла эта техника — это обвалила, наверное, скупку металлолома. Черный металл действительно упал в цене. Вот такой подлый удар одной из отраслей экономики", — шутит он.
Спасли более 100 бойцов
В завершении общения Аид рассказал о подвигах своих бойцов. Госнаграды есть у многих ребят — и ордена Мужества, и медали "За отвагу", "За храбрость", "За спасение погибавших". "На секундочку, наша группа из окружения вывела больше 100 человек — военнослужащих других подразделений, гражданских. А это чего-то да стоит. Потому что на фоне круговорота смерти создать жизнь — это прекрасно", — отмечает он.
Военнослужащих награждают и пока идут бои в Курской области. Он напомнил, что расчет FPV группы Аида спецназа "Ахмат" уничтожил французский ЗРК Crotale — их всего две у Украины на вооружении. "Дрон за 60 тысяч рублей уничтожил установку за 8 миллионов евро. Отличная математика. Один из наших расчетов уничтожил более 50 единиц техники, второй — более 40, третий — тоже несколько десятков. Ребята достойны награждения. Наши штурмовики и снайперы активно работают, даже тяжелыми снайперскими винтовками уничтожая технику. Все ребята будут награждены, поощрены. Уже первый список мы подали на награждение. Всему свое время", — заключил Аид.
Валерий Стурит