Белый дом: Эдвард Сноуден изначально стремился нанести ущерб США и поэтому выбрал защитниками Китай и Россию
Утверждения Сноудена о свободе прессы "не вяжутся с теми защитниками, которых он себе потенциально избрал", сказал Джей Карни
ВАШИНГТОН, 24 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Андрей Шитов/. США рассчитывают на понимание и помощь со стороны Москвы в "деле Сноудена", но при этом продолжают пренебрежительно отзываться о характере власти в России и некоторых других странах. Пресс-секретарь президента США Джей Карни дал понять корр. ИТАР-ТАСС на сегодняшнем регулярном брифинге для журналистов, что не видит в этом никакого противоречия.
Белый дом о мотивах Сноудена
Отвечая на вопрос одной из американских журналисток о предполагаемых мотивах действий экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, который бежал из США и разоблачил секретные правительственные программы электронной слежки в стране и во всем мире, Карни сказал: "Утверждения Сноудена, будто он стремится поддерживать транспарентность, свободу прессы, защиту прав личности и демократию, не вяжутся с теми защитниками, которых он себе потенциально избрал. Как видим, это Китай, Россия, Эквадор. Тот факт, что он не критикует эти режимы, показывает, что его подлинным мотивом изначально было нанесение ущерба национальной безопасности США, а не отстаивание свобод в Интернете и свободы слова".
Между тем чуть ранее, призывая Москву "рассмотреть все имеющиеся варианты для выдворения Сноудена в США для предания суду за вменяемые ему преступления", Карни подчеркнуто привлекал внимание к "сотрудничеству /США/ с Россией, усилившемуся после взрыва бомб на финише Бостонского марафона, и к истории совместной работы с Россией по правоохранительным вопросам, включая возвращение в Россию по запросам российских властей большого числа влиятельных уголовников".
Когда корр. ИТАР-ТАСС указал ему на эту нестыковку, Карни ответил, что "во всех случаях просто излагал факты". Естественно, в том виде, как их представляют себе в США. Влияет ли подобная трактовка "фактов" на готовность России к сотрудничеству, в Вашингтоне, видимо, не задумываются.
Белый дом о позиции Китая в "деле Сноудена"
С особым негодованием пресс-секретарь Белого дома говорил на брифинге о подходе к "делу Сноудена" со стороны властей Гонконга и Китая. Пресс-секретарь рассказал, что министр юстиции США Эрик Холдер звонил по этому поводу гонконгскому коллеге и что вообще нажим оказывался на всех уровнях. Тем не менее гонконгские власти "позволили беглецу покинуть" свою территорию.
"Мы просто-напросто не покупаемся на заверения, будто это было чисто техническое решение гонконгского иммиграционного чиновника", - заметил Карни. Без вмешательства Китая дело не обошлось, и это, "несомненно, окажет негативное воздействие на американо-китайские отношения", - добавил он.
Впрочем, что конкретно имеется в виду, пресс-секретарь пояснять не стал. "Китайцы сами подчеркивали значение укрепления взаимного доверия, - сказал он. - И мы считаем, что теперь они сделали в этих усилиях серьезный шаг назад. Если мы не можем полагаться на выполнение ими своих юридических обязательств, то это проблема. И мы совершенно прямо им об этом говорим".
Между прочим, позже по ходу брифинга индийский репортер пытался "докрутить" эту тему и спросил, не ведет ли весь данный эпизод к "холодной войне" США с Китаем. "Мне кажется, с этим вы немного забегаете вперед", - сказал заметно опешивший Карни.
Белый дом о взаимоотношениях США и РФ в связи с "делом Сноудена"
На вопрос о том, что означал бы для отношений США с Россией возможный отказ выдать Сноудена, пресс-секретарь ответил, что "двусторонние дискуссии продолжаются" и что он "строить домыслы о возможном исходе" этого процесса.
Карни спрашивали, почему бы Бараку Обаме не позвонить российскому коллеге, и вообще, насколько большое личное участие в происходящем принимает президент США. В ответ он сказал, что президент, естественно, в курсе происходящего и заслушивает "регулярные отчеты" подчиненных. Но реальная работа идет пока на "соответствующих уровнях" - дипломатических и правоохранительных, - а для личного вмешательства главы государства оснований пока нет. Хотя Карни дал понять, что Обама, как и вся его администрация, раздосадован позицией Китая.
Белый дом о необходимости депортации Сноудена в США
Американские журналисты интересовались, готова ли власть для возвращения Сноудена использовать силовые методы и, например, принудить к посадке или даже сбить иностранный самолет. Карни стандартно отвечал, что Вашингтон "работает с властями разных стран". Правда, на прямой вопрос корр. ИТАР-ТАСС о том, существует ли подразумеваемая угроза для физической безопасности Сноудена со стороны правительства США, он твердо заявил: "Разумеется, нет".
Увезенные Сноуденом разведданные в США считают теперь заведомо "скомпрометированными" - вне зависимости от того, имел ли кто-либо реальный доступ к его компьютерам или нет. Для оценки масштабов ущерба и поиска виноватых организовано служебное расследование. Но Карни об этом лишь упоминал, а в подробности не вдавался.
Под занавес бриинга корр. ИТАР-ТАСС попросил его объяснить, чем Сноуден и американский военнослужащий Брэдли Мэннинг, которого сейчас судят за разглашение секретных сведений в США, отличаются от множества политических диссидентов и политзаключенных, которых в США всегда защищали, даже когда те нарушали чужие законы. Карни в ответ сказал, что "различия совершенно очевидные, если ясно на них смотреть".
Сначала он заговорил о нарушении Сноуденом американских законов, но после напоминания об угонщиках и убийцах Бразинскасах, укрывшихся в США, перевел разговор в чисто теоретическую плоскость. "Думаю, имеются реальные различия между юридическими системами в разных странах и в разное время, - сказал пресс-секретарь. - Равно как и между последствиями нарушения законов, и последствиями предъявления обвинений в разных странах и в разное время".
"Мы совершенно очевидно считаем, что Сноуден должен быть возвращен в США для ответа на предъявленные ему обвинения в рамках открытого и ясного юридического процесса, принятого в нашей стране", - подытожил свой ответ представитель Белого дома.