8 АПР, 21:25

Ослабление рубля уберегло авторынок от мартовского падения

Покупатели предпочли купить автомобиль до того, как его стоимость вырастет, считают эксперты

МОСКВА, 8 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Продажи легковых автомобилей и LCV в России по итогам первого квартала 2014 года показали снижение на 2%, однако в марте, впервые с декабря прошлого года, авторынок не упал, а остался на прошлогоднем уровне. И если продажи в декабре поддерживала организованная государством программа субсидирования по автокредитам, то сейчас автопроизводители "выехали" за счет ослабления рубля. Покупатели предпочли купить автомобиль до того, как его стоимость вырастет, считают эксперты.

Реакция на рубль

Курс рубля к доллару и евро начал снижаться еще в январе, но на фоне событий вокруг Украины и Крыма его падение усилилось. В целом за первый квартал, по данным ЦБ РФ, курс рубля к доллару снизился на 9,2%, а к евро - на 10%. За этот же период европейские и американские автопроизводители подняли розничные цены на автомобили в пределах 2-3%.

Учитывая, что порядка 30% российского авторынка - импорт, а 50% автомобилей собираются на территории России из иностранных запчастей, европейским автопроизводителям придется и дальше поднимать цены, чтобы сохранить маржу, говорит аналитик ВТБ Владимир Беспалов. Это, по его словам, и заставило потенциальных клиентов совершить покупку как можно скорее. "Сыграл роль и эффект низкой базы - в прошлом году продажи в январе и феврале еще росли, а в марте уже падали", - отмечает аналитик.

Среди европейских и американских производителей аутсайдеры по продажам - Renault (-4% за квартал, -8% в марте), Chevrolet (-3% за квартал и за март), Opel (-9% за квартал и -5% в марте), Ford (-27% за 3 месяца и -33% только в марте) и Peugeot (-18% и -16% за квартал и за март соответственно).

На фоне активизации клиентов, опасающихся повышения цен, Volkswagen сумел успешно закрыть март, увеличив продажи на 12%, но это не позволило ему "выйти в плюс" по итогам квартала (-3%). Skoda несколько выросла по итогам и квартала, и марта, Citroen сумел увеличить продажи на 8% в марте и на 5% за квартал.

Азиатские компании в плюсе

Ситуация на валютном рынке сыграла против европейцев, но помогла японскому автопрому. "Иена обесценивалась в конце 2012 года и в первой половине 2013 года, что создало некую "подушку безопасности", которая позволила автопроизводителям не поднимать цены", - говорит Беспалов. Аналитик БКС Игорь Краевский отмечает, что рубль относительно иены в текущем году практически не обесценился, следовательно, японские авпропроизводители могут поднимать цены, что отразится на маржинальности их бизнеса, тогда как у европейцев практически не остается возможностей для маневра.

Результаты продаж это подтверждают: среди японских марок Nissan вырос на 26% в марте и на 27% по итогам квартала, Toyota - на 5% в марте, и на 20% за 3 месяца, Mitsubishi продемонстрировал рост на 10 и 14% по итогам месяца и квартала соответственно, Mazda несмотря на неудачный март (-5%) сохраняет положительную динамику за квартал (+9%). Honda также успешна (+12%март, +37%- по итогам квартала). Lexus вырос в марте на 25% и на 5% по итогам квартала. Среди японских аутсайдеров - Suzuki (-17% в марте и -15% в январе-марта) и Subaru (-21% в марте и -7% по итогам квартала).

Будущие проблемы

Относительно удачные продажи в марте негативно отразятся на российском авторынке в ближайшей перспективе. Во втором и третьем кварталах, когда цены вырастут, а запасы прошлого года будут распроданы, стимулов для покупок не останется. "Второй квартал, очевидно, будет слабый", - считает аналитик корпорации "Уралсиб" Денис Ворчик. "Произошло перераспределение спроса, - отмечает аналитик ВТБ Владимир Беспалов. - Думаю, что летом, когда в новых ценах на автомобили будет полностью отражено ослабление рубля, мы увидим падение на рынке".

Читать на tass.ru