Авиакомпании недополучат субсидии за рейсы в Крым из-за необходимости облетать Украину
Субсидирование может покрыть авиакомпаниям только 75% от фактического полетного расстояния
МОСКВА, 6 мая. /ИТАР-ТАСС/. Более 30 российских городов вошли в программу субсидирования авиаперевозок в Симферополь, следует из материалов Росавиации к утвержденным 29 апреля 2014 года изменениям в постановление правительства 1242. Но в среднем, согласно расчетам ИТАР-ТАСС по списку утвержденных маршрутов, субсидирование может покрыть авиакомпаниям только 75% от фактического полетного расстояния.
По этому постановлению 1242 авиаперевозчик получает компенсацию в целом за рейс, а не за пассажира. Субсидия начисляется в зависимости от расстояния (расчет идет на основе ортодромии, то есть кратчайшего расстояния между двумя пунктами перевозки) и вместимости самолета, поставленного на маршрут. Участвовать в программе могут компании с региональными самолетами, количество кресел в которых не превышает 103 (112 кресел для Дальневосточного округа).
Сейчас в программу включается аэропорт Симферополя, куда можно будет выполнять рейсы из 33 российских городов, в том числе из Петербурга, Пскова, Уфы, Казани, Калининграда, Костромы и других. Но из-за необходимости облета территории Украины фактическое полетное расстояние по всем включенным в программу новым маршрутам превышает кратчайшее, подлежащее оплате в рамках субсидирования.
Наиболее показательна ситуация с рейсами из центральных областей России. Например, сейчас самолет из Курска в Симферополь фактически выполняет полет на расстояние более чем в 1,5 тысяч км. Это почти в 2 раза больше, чем напрямую, через воздушное пространство Украины, но так как украинские авиавласти считают Симферополь закрытой зоной, борт из России должен выполнять полет только в российском воздушном пространстве.
Перевозчик, поставив на "Курск - Симферополь" 100-местный самолет, мог бы рассчитывать на субсидию в размере более 400 тысяч рублей за рейс. В таком случае компания должна поставить специальный тариф: все места в экономическом классе - максимум по 7,78 тысяч рублей в одну сторону (размер субсидирования и тариф предусмотрен в постановлении 1242).
Но Росавиация может оплатить только кратчайшее расстояние между Курском и Симферополем - 765 км, и рейс будет просубсидирован только на 207 тысяч рублей, при этом максимальный тариф для пассажира составит 4,9 тысяч рублей. То есть компания, выполняя рейс Курск - Симферополь, выручит за него в 2 раза меньше, чем могла бы.
В Росавиации ИТАР-ТАСС не смогли пояснить, как будут вести расчеты, переадресовав вопросы к Минтрансу. В пресс-службе министерства сообщили, что "для полетов в Крымский федеральный округ исключены требования по ортодромии" и изменения на этот счет внесены в постановление правительства. В постановлении, опубликованном на сайте правительстве, таких изменений нет.
Субсидирование авиаперевозок по постановлению 1242 предполагает финансирование в объеме 3,58 млрд рублей из федерального бюджета на 2014 год. В ней уже участвуют 17 российских авиакомпаний (например, "ИжАвиа", "Псковавиа", "Северсталь", "АК БАРС АЭРО" и другие). В первом квартале этого года, по данным Росавиации, эти компании уже выполнили более 1,75 тысяч субсидированных рейсов, льготными билетами воспользовались 54 тысяч пассажиров.