Эксперт: городские электрички должны стать приоритетом развития транспорта в регионах
Строить метро в российских городах-миллионниках неэффективно, заявил директор Центра стратегий регионального развития РАНХиГС Владимир Комаров
МОСКВА, 20 июля. /ТАСС/. Создание скоростного наземного электротранспорта с обособленными путями, в том числе и электричек, в черте российских городов и агломераций должно стать приоритетом комплексного плана развития общественного транспорта России, о разработке которого в понедельник заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Такое мнение в разговоре с ТАСС высказал директор Центра стратегий регионального развития РАНХиГС Владимир Комаров.
"Общемировой консенсус состоит в том, чтобы регионы переходили от автомобилей ориентированного развития, когда в городах расширяются дороги, строятся развязки, дублеры, к устойчивой мобильности. При устойчивой мобильности основным приоритетом является развитие общественного транспорта. Важно, чтобы это был скоростной или полускоростной общественный транспорт, который бы двигался изолированно, по физически обособленным путевым конструкциям, а не стоял в пробках наравне с частным автомобилем. Если он стоит в пробках, он неэффективен, не соблюдает расписание, теряет свои преимущества, поэтому люди и пересаживаются на автомобили. Надеюсь, этот, безусловно, прорывной проект будет предполагать именно обособленные путевые конструкции. При этом конкретный вид общественного транспорта - современный скоростной трамвай, городская электричка или, например, скоростной автобус, троллейбус - зависит от размера города и пассажиропотока", - сказал Комаров.
Он пояснил, что в российских городах-миллионниках неэффективно строить метрополитен, так как он не сможет окупиться. Лучшим решением, по его мнению, будет наземная скоростная электричка, метротрам или скоростной трамвай, так как они обладают наибольшей "провозной способностью". "Метро в городах-миллионниках не нужно, оно не окупится. Лучше делать наземный аналог - запускать городские электрички, если есть готовая инфраструктура и пассажиропотоки, что особенно важно для крупных городов, которые входят в агломерации", - пояснил директор Центра стратегий регионального развития.
Также, по его словам, в российских городах важно параллельно развивать трамвайные линии и выделенные полосы для автобусов и троллейбусов, объединяя это в комплексную транспортную систему. В крупных городах следует пускать общественный транспорт через центральные улицы и автомобильные артерии, считает эксперт. "При этом важно, чтобы не возникало проблемы так называемой "последней мили", когда остановка общественного транспорта рядом, но до нее сложно дойти пешком, например, есть длинный надземный или подземный пешеходный переход, по которому сложно идти по ступенькам маломобильным гражданам", - пояснил собеседник агентства.
В качестве примеров хороших транспортных проектов Комаров назвал "метротрам" в Волгограде, скоростной автобус в Белгороде и Московские центральные диаметры.
В понедельник вице-премьер Хуснуллин доложил президенту России Владимиру Путину о том, что комплексная программа развития общественного транспорта в регионах будет разработана до конца года на основе проектов по модернизации транспортной системы в Таганроге, Саратове и Волгограде. Ранее он поручил губернаторам пересмотреть подходы к развитию общественного транспорта, так как, по словам Хуснуллина, в стране наблюдается тенденция к сокращению его пассажиропотока.