Мишустин заявил, что России важно обеспечить технологическую независимость в авиастроении
По словам премьер-министра, РФ рассчитывает нарастить долю российских самолетов в парке крупнейших компаний страны до 30% за следующие девять лет
ВОРОНЕЖ, 20 января. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поставил задачу обеспечить технологическую независимость от иностранных комплектующих в авиастроении.
"Важно обеспечить полную технологическую независимость от использования импортной продукции, от иностранных материалов, комплектующих, пока не имеющих отечественных аналогов", - сказал председатель правительства на совещании по развитию гражданского самолетостроения и обновлению парка гражданской авиации.
По его словам, "решение этой задачи позволит снять возможные риски для развития этой важной для страны отрасли, исключить задержки при выводе на рынок воздушных судов нового поколения, не допустить в дальнейшем производственные сбои из-за недобросовестной конкуренции со стороны некоторых иностранных компаний".
В качестве примера премьер-министр привел введенные несколько лет назад торговые ограничения на поставки в РФ композитных материалов для крыла новейшего отечественного среднемагистрального самолета МС-21. "Мы их научились делать сами и уже на сегодняшней день подтверждаем, что то, что делаем мы, лучше по целому ряду параметров тех зарубежных аналогов, которые использовались до импортозамещения", - указал глава кабинета министров.
На совещании премьер-министр считает необходимым определиться с краткосрочными и долгосрочными перспективами в авиастроении. Он рассказал, что в ходе поездки в Воронеж посмотрел "новейшие достижения авиастроения, в том числе целый ряд инновационных решений в области сверхзвуковой пассажирской техники". "Это прорывные технологии, которые в ближайшее время кардинально изменят вообще представление человечества о качестве полетов", - полагает Мишустин. По его оценке, "разработчики и производители российских самолетов ведут масштабную работу в области бортовых систем и оборудования, отвечающих самым современным требованиям, значительно продвинулись в этом направлении". "Мы сегодня видели целый ряд инновационных решений, о которых еще около пяти лет назад и не предполагали", - отметил глава кабинета министров.
Развитие двух значимых проектов
Также Мишустин сообщил, что в ближайшее время кабмин выделит еще 2 млрд рублей на развитие двух значимых проектов. "Один из них - это новый широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, а второй - это наш региональный Ил-114-300, который создается также по поручению президента, он должен заменить устаревшие машины Ан-24 на местных авиалиниях", - сказал Мишустин.
Мишустин добавил, что власти ожидают выхода продукции российского авиапрома на мировой рынок, и, чтобы ускорить эту работу, "активно используются механизмы опережающего финансирования гражданского сектора самолетостроения". Так, в декабре 2021 года кабмин направил свыше 60 млрд рублей на проект МС-21, в том числе на разработку его постпродажной системы обслуживания. Еще более 44 млрд рублей пошло на разработку перспективного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35.
Премьер подчеркнул необходимость сохранения статуса России как мировой авиационной державы. Современные самолеты нужны, чтобы обеспечить транспортную связанность удаленных регионов страны, добавил он.
Мишустин подчеркнул и то, что авиаотрасль - это производство с высокой добавленной стоимостью, "оно формирует точки роста, стимулирует развитие смежных отраслей, помогает создавать в регионах тысячи новых рабочих мест". Так, в рамках реализации проекта МС-21 предполагается принять на работу дополнительно более 25 тыс. высококвалифицированных специалистов в Иркутске, Ульяновске, Казани и Воронеже.
Развитие авиапрома в ближайшие три года
Мишустин также сообщил, что более 122 млрд рублей направят на развитие авиапрома в РФ в ближайшие три года. "Важно, чтобы российские самолеты были и надежными, и конкурентоспособными. Это еще одна из стратегических задач, которая была поставлена перед нами президентом. Необходимое финансирование выделяется. В рамках государственной программы развития авиационной промышленности в трехлетнем федеральном бюджете предусмотрено более 122 млрд рублей", - сказал он.
По его словам, РФ рассчитывает нарастить долю российских самолетов в парке крупнейших компаний страны до 30% за следующие девять лет. "Наша цель - увеличить долю отечественных самолетов в парке крупнейших авиаперевозчиков страны как минимум до 30% за следующие девять лет", - сказал он, отметив, что "перспективные российские разработки обладают очень хорошим потенциалом".
По словам Мишустина, власти РФ рассчитывают, что темпы строительства гражданских воздушных судов через пять лет превысят 100 единиц техники в год. Это позволит Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) увеличить долю высокотехнологичной продукции до 50% к 2030 году.
"Важно, чтобы российские самолеты были и надежными, и конкурентоспособными. Это еще одна из стратегических задач, которая была поставлена перед нами президентом. Необходимое финансирование выделяется. В рамках государственной программы развития авиационной промышленности в трехлетнем федеральном бюджете предусмотрено более 122 млрд рублей", - добавил он.
При этом отдельно на НИОКР в сфере авиапроизводства запланированы расходы на уровне около 112 млрд рублей. Эти средства будут выделены в рамках госпрограмм научно-технологического развития.
Увеличение парка
Мишустин также сообщил, что авиакомпании РФ в ближайшие годы увеличат парк за счет новых самолетов.
На совещании председатель правительства указал на необходимость устойчивого развития гражданского авиастроения в качестве одного из важнейших приоритетов для России. Глава кабинета министров напомнил об утверждении программы государственного заказа на воздушные суда отечественного производства до 2030 года. "Это значимый механизм поддержки отрасли. Документ предусматривает поставку 583 современных самолетов, в том числе для региональных перевозок, на их строительство в трехлетнем бюджете предусмотрено свыше 45,5 млрд рублей", - отметил Мишустин.
Он обратил внимание на то, что "госкорпорации и авиаперевозчики будут расширять авиапарк и за счет собственных и заемных средств, в том числе привлекать для этого средства Фонда национального благосостояния". "В течение трех лет они смогут получить из Фонда национального благосостояния до 279 млрд рублей, эти ресурсы будут выделяться по льготной ставке 2,5% годовых на срок до 20 лет", - уточнил председатель правительства. По его мнению, "это важнейшие длинные деньги для формирования государственного заказа".
"Государственный заказ обеспечит в первую очередь ритмичную загрузку предприятий в условиях нестабильного рынка, высокой волатильности на уровне не менее 50%, поможет значительно снизить расходы на производство за счет роста объемов серийного производства", - подчеркнул Мишустин.