Эксперты: Chevron может лишиться перспектив участия в разработке арктического шельфа
Вхождение в консорциум по управлению ГТС Украины - риск испортить отношения с "Газпромом", предупреждают аналитики
МОСКВА, 18 августа. /ИТАР-ТАСС/. Три иностранные компании, в том числе американская Chevron, подали заявки на участие в управлении украинской газотранспортной сетью. Об этом ИТАР-ТАСС заявили три источника, знакомые с ходом переговоров. Отраслевые эксперты видят политические мотивы вхождения иностранных компаний в совместное предприятие с украинским "Нафтогазом", но Chevron может лишиться перспектив участия в разработке арктического шельфа.
Иностранный интерес
14 августа Верховная рада приняла во втором чтении поправки в закон о реформировании системы управления Единой газотранспортной системой Украины. Управление украинскими трубопроводами передается от монополии "Нафтогаз" к новой компании - оператору ГТС, которого определит украинское министерство энергетики.
Оператором ГТС могут выступать компании, подконтрольные украинскому государству или государству и юридическим лицам, которые "принадлежат и контролируются резидентами стран Евросоюза, США или Европейского энергетического сообщества", указано в законе о реформе "Нафтогаза".
По схеме создания СП, доля государства в предприятии не может быть ниже 51%, а другие его участники должны являться "операторами системы транспортировки газа или членами Европейской сети операторов системы транспортировки газа".
По данным источников ИТАР-ТАСС, по состоянию на понедельник интерес к партнерству проявили три компании. "На данный момент времени речь идет о заявках от трех компаний", - отметил один из них.
По словам источника, официальные заявки ожидаются в ближайшее время после проведения всех юридических процедур (вступление в силу данного закона).
Другой источник отмечает, что "неофициально три компании дали согласие и направили свои предложения". По его словам, в списке претендентов на участие в СП присутствует американская компания Chevron. Еще один источник, близкий к "Нафтогазу", подтвердил ИТАР-ТАСС, что среди компаний-претендентов на участие в компании-операторе украинской ГТС Chevron присутствует.
Компания имеет опыт управления трубопроводными проектами. В частности, выступает одним из крупнейших акционеров "Каспийского трубопроводного консорциума" (от России в проекте участвуют "Транснефть", дочки "Роснефти" и ЛУКОЙЛа).
В Chevron ИТАР-ТАСС заявили, что политика компании не предусматривает спекуляций или комментариев относительно вопросов коммерческой деятельности. Однако отметили - "давайте оставаться на связи".
Вхождение в консорциум по управлению украинскими газопроводами на правах миноритарного акционера - это высокий риск и повод испортить отношения с "Газпромом", предупреждает аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров.
"Европейские компании, такие как E.Оn, GDF, Shell и Statoil, дорожат хорошими отношениями с "Газпромом" и вряд ли пойдут на дальнейшее обострение. Украина заявляет о принятии закона, позволяющего прекратить транзит российского газа. Это дополнительный фактор, который должен отпугнуть потенциальных инвесторов. А инвестиции в модернизацию ГТС - порядка $5-6 млрд, называемые украинской стороной, занижены", - считает аналитик.
Кроме того, напомнил Нестеров, остается открытым вопрос относительно переноса точки продажи российского газа с западной на восточную границу Украины. "Нужны совершенно другие условия сотрудничества, чтобы проект этого консорциума был осуществлен", - резюмировал он.
Источники ИТАР-ТАСС подтверждают, что у претендентов на участие в СП остается много вопросов к украинской стороне - технических и финансовых. "Когда будут даны ответы - тогда будет и реальное движение в этом направлении", - говорит один из них.
Политика и риски
Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук считает возможным интерес к украинской ГТС со стороны германской RWE, которая занимается реверсом газа на Украину.
Но для участия в проекте требуется политическое решение, уверен он: "В этом случае любая европейская компания может стать участником СП за исключением партнеров "Газпрома" по трубопроводным проектам - Wintershall, E.ON, Ruhrgas, Gasunie и GDF Suez".
"Если кто-то из них примет такое решение, это будет жертва интересами акционеров в пользу политики", - соглашается с коллегой Нестеров.
Chevron неоднократно пыталась открыть бизнес в России, но безрезультатно. "При возможности выбирать компания предпочла бы работу в России, здесь можно гораздо больше заработать. А возможное участие Chevron в СП с Украиной лишает компанию возможности вхождения в российские проекты в Арктике", - считает Нестеров.
В "Нафтогазе" ИТАР-ТАСС заявили, что "в ближайшее время "Нафтогаз" намерен начать официальные переговоры с операторами газотранспортных сетей относительно их участия в управлении украинской ГТС.
"Подписание соответствующего соглашения возможно только после его согласования Верховной радой Украины", - сказали в компании.
Компании ExxonMobil, SPP, RWE не комментируют свой интерес к украинской ГТС. PGNIG, Gaz System не ответили на запрос ИТАР-ТАСС.