Эксперты ожидают ухода бизнеса из Facebook и Instagram
Бизнесмены переориентируют рекламу на другие площадки - это могут быть российские соцсети и новостные порталы, газеты, радио и ТВ, считают специалисты
МОСКВА, 22 марта. /ТАСС/. Российские предприниматели покинут социальные сети Instagram и Facebook, деятельность которых запрещена в РФ, и переориентируют рекламу на другие площадки. Об этом сообщили опрошенные ТАСС эксперты и руководители отраслевых сообществ.
Тверской суд Москвы 21 марта признал деятельность социальных сетей Instagram и Facebook, принадлежащих запрещенной в РФ компании Meta Platforms, экстремистской и запретил их на территории России.
"Запрет на работу социальных сетей Facebook и Instagram - ожидаемое судебное решение на фоне того, какую политику в отношении россиян вела компания в последние недели. Вероятно, обычным пользователям, которые общаются с друзьями в запрещенных социальных сетях, используя VPN, ответственность не грозит до тех пор, пока они не станут выставлять там какие-либо экстремистские материалы. Что касается бизнеса - здесь ситуация серьезнее. <...> В целом бизнесу стоит искать альтернативные источники рекламы для своих товаров и услуг. Это могут быть российские социальные сети и новостные порталы, газеты, радио и телевидение. Предпринимателям нужно четко понимать, какая у них сейчас потенциальная аудитория и в какие именно социальные сети или мессенджеры она перешла", - сказал управляющий партнер коммунникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко.
По его словам, пока нет точных данных о том, какая ответственность грозит компаниям, размещающим рекламу в запрещенных соцсетях, но можно опираться на имеющиеся положения в российских законах. В них говорится, что покупка рекламы у экстремистской организации - запрещена, так как может быть приравнена к финансированию экстремизма. Также вероятен запрет на размещение логотипа Meta - это может быть расценено, как реклама запрещенной организации, пояснил собеседник агентства.
"Ответственность российские рекламодатели будут нести после того, как решение суда вступит в законную силу, это можно проверить на сайте Министерства юстиции, где публикуется список экстремистских организаций. Кроме того, компания Meta Platforms может подать апелляцию", - уточнил он.
Позиция отраслевых объединений
Глава Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) Ольга Киселева рассказала, что Facebook и Instagram были основными площадками для продвижения товаров и услуг фитнес-клубов - через них проводилось более 50% сделок.
"Ограничение деятельности сократило объем лидогенерации (маркетинговая тактика, направленная на поиск потенциальных клиентов с определенными контактными данными - прим. ТАСС). Владельцы клубов не будут рисковать бизнесом ради поста в социальных сетях Facebook и Instagram. Пока "ВКонтакте" и Telegram не могут заместить потери, но клубы ищут новые платформы для продажи услуг", - уточнила она.
Сооснователь Ассоциации предпринимателей индустрии красоты (АПИК) Ляля Садыкова сообщила, что Instagram "70% клиентов давал салонам", поэтому потери возможны. При этом запрет Facebook на отрасли никак не скажется - бьюти-бизнес в этой соцсети не присутствовал, заметила она. "Одним днем отказаться от ведения сети [Instagram] мы не можем", - добавила Садыкова.
Генеральный директор международной сети интерактивных развлечений "Клаустрофобия", член Совета предпринимателей Москвы Владимир Жиганов считает, что бизнесмены пойдут в том числе во "ВКонтакте" и "Одноклассники". Вторая соцсеть, по его мнению, является "олдскульной историей", где можно "цеплять" в основном взрослую аудиторию и клиентов в регионах. "Вакуум в любом случае не образуется. Появятся и новые соцсети, что уже происходит, и явно "ВКонтакте" будет развивать свои сервисы", - уверен он.
Руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко также отметил, что "альтернативы есть, это всем известно, однако функционал полностью не повторяется". "То есть нужна адаптация и поиск новых практик использования. В любом случае быстро базу контактов, подписчиков и покупателей не восстановишь. Это дело нескольких месяцев. Сейчас в стране в принципе другое предложение и другой спрос, многое в бизнесе через соцсети нужно будет начинать сначала", - полагает он.
Ограничение действий
Физические и юридические лица, использующие продукты Meta, включая Facebook и Instagram, не будут привлекаться к ответственности за экстремизм. Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн ранее заявлял, что пособниками экстремистов не будут считать россиян, которые являются миноритариями американской корпорации.
При этом покупка рекламы в Facebook и Instagram может расцениваться как финансирование экстремизма, говорил ранее юрист Павел Чиков.