В СФ предложили на фоне санкций отменить двойное взимание НДС при продаже авто с пробегом
Законопроектом предлагается, чтобы при перепродаже автомобилей и мотоциклов налоговая база определялась как разница между ценой реализации и ценой приобретения средств передвижения с учетом налога
МОСКВА, 1 апреля. /ТАСС/. Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов разработал законопроект, который отменяет двойное взимание НДС при перепродаже автомобилей с пробегом между дилерскими центрами. Текст, который направлен для заключения премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, есть в распоряжении ТАСС.
Первичный НДС уже заложен в стоимость впервые продаваемой новой машины. При этом в настоящее время, если дилер покупает напрямую у водителя автомобиль с пробегом, то потом не может продать машину другому юридическому лицу по реальной цене. Второе юридическое лицо обязано при такой сделке заплатить НДС с полной стоимости машины, а вычет НДС может заявить только с разницы между ценами приобретения и продажи при самой первой покупке (дилером у водителя). Таким образом, при купле-продаже авто между дилерами возникает двойное налогообложение.
Законопроектом предлагается, чтобы при перепродаже автомобилей и мотоциклов, в том числе между дилерами, "налоговая база определялась как разница между ценой реализации и ценой приобретения указанных авто и мотоциклов с учетом налога". Сейчас такой механизм действует только при перепродаже дилером авто с пробегом физическому лицу.
Как отмечает Кутепов, в силу того, что многие иностранные автопроизводители сокращают или прекращают поставки новых автомобилей и запасных частей на рынок РФ, прогнозируется "существенное сокращение" рынка продаж новых машин в натуральном и денежном выражении. "Единственный рынок продаж автомобилей, которого международные санкции коснутся наименьшим образом, это рынок продаж автомобилей с пробегом", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Согласно пояснительной записке, объем рынка продаж новых автомобилей в 2021 году составил 1 666 780 единиц, а рынок продаж подержанных автомобилей - 6 503 573 единиц. Зачастую, как объясняет сенатор, при первоначальном приобретении автомобиля, автовладелец рассматривает его как средство платежа при последующей покупке авто с пробегом. При этом рынок продаж автомобилей с пробегом из-за проблемы двойного взимания НДС прозрачен только на 15%, это процент участия официальных дилеров на рынке. Данная проблема вынуждает автомобильных дилеров либо уходить со вторичного рынка продаж автомобилей в связи с отсутствием экономической целесообразности, либо использовать схемы с посредником - физическим лицом, что "влияет на собираемость налога на добавленную стоимость и пополняемость бюджета", говорится в пояснительной записке. По оценке Кутепова, после принятия предлагаемых изменений ожидается рост доли дилеров до 30-35%, а также появление дополнительных налоговых отчислений. В 2022 году при средней доходности дилера в 87 тыс. рублей при продаже одного автомобиля речь идет о 4,87 млрд рублей дополнительных налоговых отчислений, а в 2023 году - о 13,9 млрд рублей.
Проблема с доставкой автомобилей в регионы
По словам Кутепова, в настоящее время существует огромная потребность межрегионального распределения машин, связанная с разным уровнем спроса и разными ценами в различных регионах. "Данное перераспределение невозможно по цепочке CC (client to client), так как частным автовладельцам неудобно продавать свою машину в другой город. Оно также затруднено на рынке CBC (client to business to client), поскольку лишь малое количество компаний имеют межрегиональные сети и могут перераспределять запас внутри своей сети. Наиболее удобно такое перераспределение производится по цепочке CBBC (client to business to business to client), когда одна компания перепродает машину другой компании в другой город, однако НДС с полной суммы не позволяет это делать эффективно и открыто", - объясняет сенатор
Кроме того, как говорится в пояснительной записке, неоспоримым дополнительным преимуществом продаж автомобилей по схеме трейд-ин через официальных дилеров является приведение автомобилей в соответствие с экологическими нормами и нормами безопасности, так как дилеры проводят обязательное техническое обслуживание и предпродажную подготовку при перепродаже. Кроме того, своевременное техническое обслуживание повышает безопасность на дорогах, уточняется в пояснительной записке.