7 АПР, 00:02

НИУ ВШЭ предложил использовать искусственный интеллект для предотвращения коррупции в РФ

Разработка поможет работать со сведениями, предоставляемыми госслужащими, фиксировать нарушения при исполнении функций на должностях с высоким коррупционным риском

МОСКВА, 7 апреля. /ТАСС/. Аналитики проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ предлагают в условиях введения масштабных финансово-экономических санкций в отношении России задействовать искусственный интеллект (ИИ) для мониторинга коррупционных рисков в государственном секторе, в сфере уголовного преследования предпринимателей и в работе органов надзорной деятельности. Об этом говорится в докладе "Искусственный интеллект в профилактике правовых рисков и противодействии коррупции" (есть в распоряжении ТАСС).

"Искусственный интеллект может работать со сведениями, предоставляемыми государственными служащими, фиксировать нарушения при исполнении функций на должностях с высоким коррупционным риском. Кроме того, технологии ИИ могут отслеживать так называемый цифровой след, анализировать стиль жизни подконтрольного лица, выявляя расхождения между расходами и официальным уровнем дохода", - отмечают аналитики.

В частности, они предлагают на основании проведенного машинного обучения на базе нейросетей разработать инструмент для мониторинга деятельности представителей правоохранительных органов, которые имели отношение к уголовным делам, по которым поданы жалобы предпринимателей. По итогу можно создать массив данных по жалобам на неправомерные уголовные дела, уже разделенные на те, которые имели или не имели признаки "заказных" дел, а также содержали или не содержали нарушения коррупционной направленности. Этот массив данных позволит проводить регулярный мониторинг, по результатам которого можно накапливать информацию о "заказных" уголовных делах и причастных к ним должностных лиц.

Также аналитики предлагают предотвращать коррупционные риски в уголовном судопроизводстве с помощью разработки алгоритма выявления коррупционных рисков, который можно построить на основе уже принятых судебных решений, свидетельствующих о нарушении отдельных прав человека и о коррупционных рисках. "Результаты таких исследований будут важны как структурам государственной власти, так и институтам гражданского общества. Вместе с тем разрабатывать методики и алгоритмы такого выявления должны все же независимые субъекты - эксперты", - подчеркивается в докладе.

Кроме того, по мнению аналитиков, можно минимизировать коррупционные риски при найме государственных служащих и сотрудников компаний в коррупционно-опасных сферах с помощью анализа лексики и системы распознавания лиц. "В 2020 году только 10% компаний использовали искусственный интеллект в подборе кадров, а еще 36% планировали его использовать в ближайшие 5 лет", - говорится в докладе.

Также авторы доклада отмечают важность использования ИИ в работе органов контрольной и надзорной деятельности. При этом предпосылки для этого уже есть благодаря внедрению государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (ГИС ТОР КНД), которая позволяет обеспечить электронное взаимодействие с Единым реестром контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ). "В дальнейшем планируется применение искусственного интеллекта в ГИС ТОР КНД для анализа избыточной административной нагрузки на контролируемых лиц путем создания паспорта контролируемого лица. Реализация такого алгоритма позволит существенно снизить человеческий фактор, возможность влияния на контролируемого субъекта со стороны контроллера, что позволяет минимизировать коррупционные риски", - поясняется в докладе.

Риски использования ИИ и необходимые требования

Аналитики проанализировали возможности применения ИИ для корпоративного комплаенса и отметили, что деятельность специалистов по машинному обучению ограничена, в частности из-за отсутствия четкой методической и правовой основы для внедрения кибернетического разума в сферу внутреннего и комплаенс контроля и принятия управленческих решений.

Эксперты предлагают учитывать региональную специфику и принимать во внимание, что не все субъекты РФ могут использовать умные технологии эффективно и сообразно поставленным целям. Также при разработке необходимо обеспечить гарантию объективности программного кода и непредвзятости разработчика по отношению к целям и задачам ИИ как инструмента профилактики коррупции. С точки зрения исследователей, вопрос таких правовых гарантий остается открытым и малоизученным, подчеркивается в докладе.

"Учитывая риски бюрократического сопротивления внедрению новых антикоррупционных инструментов на основе искусственного интеллекта со стороны потенциально коррумпированных чиновников, желательно планировать разработку и имплементацию подобных проектов на основе независимого экспертного участия, а на стадии реализации важно в полной мере использовать возможности механизмов общественного информирования и участия", - считают авторы доклада.

Читать на tass.ru
Теги